2023 год — год 95-летнего юбилея писателя В.С. Пикуля
Живая история России Валентина Пикуля
В середине 1980-х годов, в начале перестройки, самая читающая нация в мире, помимо актуальных статей в прессе, проявляла огромный интерес к прошлому своей страны. Устоявшиеся портреты исторических деятелей, знакомые по учебникам, уже не устраивали — хотелось чего-то новенького, нешаблонного. Такой нешаблонный подход к русской истории читателям подарил Валентин Пикуль, писатель, тиражи книг которого в этот период били все рекорды. На страницах произведений Валентина Саввича Пикуля жили, боролись, думали, творили во имя Отечества люди разных эпох и разного времени. Он призывал обращаться за просвещением, знаниями и примерами для подражания именно к нашей истории, к собственному народу, пробуждая истинно человеческие ценности: любовь, дружбу, верность и гордость за свое Отечество.

Валентин Пикуль
"Исторический роман обязан воспитывать читателя в духе осмысленного патриотизма, ибо нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследие наших предков. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом. История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости! История требует от нас и уважения к себе, как и дедовские могилы, а культура народа всегда зависима от того, насколько народ ценит и знает свое прошлое. Сравнивая прошлое с настоящим (и делая выводы на будущее), читатель должен знать, что наше государство не имело блаженных времен, а жизнь русского народа всегда была сопряжена с преодолением неслыханных кризисов. Летом 1941 года мы выстояли еще и потому, что нам в удел достался дух наших предков, закаленных в прошлых испытаниях".
Настоящая заслуга Валентина Пикуля заключается в том, что он сумел разбудить у миллионов читателей неподдельный интерес к истории. Многие современные профессиональные историки признаются, что на выбор их жизненного пути повлияли книги Пикуля, прочитанные в юности. А то, что многое в его романах не подтверждается историческими документами, так тем история как наука и отличается от художественной литературы.
Незаслуженно забытые имена и события русской истории – вот что занимает писателя в первую очередь. Отсюда и яркое художественное воссоздание таких реальных лиц, как поручик Карабанов («Баязет»), граф Волынский («Слово и дело»), гвардейский офицер Исполатов-Ипостасьев («Богатство»), фельдмаршал Салтыков («Пером и шпагой»), канцлер Горчаков («Битва железных канцлеров»), князь Потемкин («Фаворит»), мичман Панафидин («Крейсера»)...
Лица – разные, но за ними встают важные события нашего национального прошлого. Уроки их жизни обогащают нас чувством памяти, чувством сопричастности великим деяниям предков.
Художник слова не устает напоминать нам в своих романах, что история русского народа – великая история, как у всякого великого народа, и столь же драматическая, трагическая и героическая.
Книги Пикуля — это настоящее путешествие во времени и пространстве, с большим количеством персонажей и сюжетных линий
Курляндский роман-хроника времен Анны Иоанновны (1730—1740 г.)
Слово и дело
Роман-хроника «Слово и дело» — это начало «главной книги» творческой биографии писателя, которая должна была отразить столетие Российской империи начиная с 1725 года — со смерти Петра Великого — по 1825 год, до восстания декабристов. В серию книг столетия должны были войти «Слово и дело», «Пером и шпагой», «Фаворит» и «Аракчеевщина». Писатель хотел донести до читателя дух и букву того времени.

«Так уж получилось, что десять лет царствования Анны Кровавой взяли у меня десять лет жизни для её написания… А зародилась книга как исторический отклик на культ личности Сталина, а я же в этом недалёком времени “разглядел” век 18-й, вторую четверть; время дворцовых переворотов, время “бироновщины”. Время засилья иноземцев в России и управления ими страной. Анна Иоанновна и временщики-иноземцы проводили антинациональную политику, интересы которых были бесконечно далеки от интересов России…

Тема романа — как всегда свойственная всем моим книгам: патриотизм русского человека и энергия русской нации, рост России как ведущей европейско-азиатской державы…»

Валентин Пикуль


В русской истории есть множество имён и событий, не освещённых писателями. Именно середина XVIII века, как считал автор, была обделена вниманием наших писателей-романистов. В какой-то мере до Пикуля эта эпоха была раскрыта Лажечниковым в его романе «Ледяной дом», Масальским «Регентство Бирона», в драме «Поручик Гладков» Писемского.
Договор с Лениздатом на выпуск книги датирован июлем 1964 года, затем пролонгирован 1965 годом. После долгих злоключений роман увидел свет. Первый том вышел в 1974 году, а второй — в 1975-м.
По словам историка: «Черно было на Руси при бироновщине». Пикуль исколесил вдоль и поперёк всю Курляндию в поисках сохранившихся родовых имений и останков своих героев.
«Слово и дело» состоит из двух книг: «Царица престрашного зраку» и «Мои любезные конфиденты». События, описываемые в романе, относятся к эпохе дворцовых переворотов XVIII века. Роман передает весь драматизм борьбы патриотически настроенных русских людей против засилья иноземцев во главе с могущественным фаворитом царицы герцогом Бироном, против разграбления богатств России.
Первая книга, охватывает события недолгого правления Петра II, попытки русского дворянства после смерти Петра II ограничить власть монархии в стране, сочинение так называемых «кондиций», условий, которые должна была соблюдать Анна Иоанновна при восхождении на престол. Эти «кондиции» очень ограничивали бы власть императрицы. При помощи Остермана ей удается обмануть авторов данного проекта и по восхождении на престол учинить над ними жестокую расправу. Заканчивается книга возвышением Волынского при дворе.
Вторая книга, отображает события неудачного турецкого похода фельдмаршала Миниха, дело Волынского, смерть Анны Иоанновны, короткий период регентства Бирона и конец бироновщины, правление Анны Леопольдовны и, наконец, переворот, совершенный Елизаветой Петровной.
Середина ХVIII века. Семилетняя война (1756 - 1763). Правление Елизаветы Петровны
Интриги пера и шпаги
Дипломатия — старинное средство общения между народами, а дипломат — мастер политического диалога с противником. Его оружием является слово, а иногда даже… молчание, порою обретают такую силу, что способны остановить поступь армий. История человечества зачастую зависит от слов — ими начинаются войны, словами их и завершают

– Они неплохие ребята, эти сибирские волки, – задумчиво произнес король. – Пруссия теперь так ослабела, что, боюсь, станет слишком зависима от России… Портить отношения с русскими я не желаю и потомкам своим завещаю: бейтесь насмерть с кем угодно – только не дразните русского медведя в его берлоге!

И он повернулся к де Катту:

– Заготовьте распоряжение по всем амптам: до самых рубежей Польши я беру русских на свое довольствие… Комендантам городов отпускать им безвозмездно хлеб, вино, соль, мясо, табак! Не дай бог, если они недоедят или недопьют…

Так закончилась для России эта грандиозная битва. Новых земель Россия не обрела, но Пруссия превратилась в покорного вассала России, а Европа убедилась, что рост могущества России не может быть никем остановлен! Сыны великой русской равнины прошли через многие страны континента, и не было силы, которая бы остановила их стремление к победе… Русские, выходя из войны, могли честно глядеть в глаза миру: они свое дело сделали!

Валентин Пикуль. Пером и шпагой


Роман охватывает десятилетие российской истории, последовавшее после кончины Анны Иоанновны и свержения малолетнего Иоанна. То есть по хронологической шкале этот роман следует буквально сразу за книгой «Слово и дело» и создается некий эффект одного сквозного длиннющего романа-эпопеи
"Пером и шпагой" посвящен периоду, не очень жалуемому российскими историками – Семилетней войне, начавшейся с противостояния Фридриха Второго и «дщери Петровой» и закончившейся для русских взятием Берлина. А ключи от Берлина были торжественно переданы на вечное хранение в Казанский собор Петербурга.
Образ Фридриха в романе контрастирует с образом Елизаветы. Автор показывает их жизнь в сходных ситуациях. Даже названия подзаголовков служат этому подтверждением: «Фридрих не спит», «Елизавета просыпается».
Характеризуя события, происходящие в романе, автор подчёркивает: «Германии тогда ещё не было как единого государства, но Пруссия существовала, тревожа мир замыслами своих агрессий».
“Пером и шпагой” — роман-хроника из истории дипломатии в период той войны, которая получила название Семилетней; о подвигах и славе российских войск, дошедших в битвах до Берлина, столицы курфюршества Бранденбургского, а также достоверная повесть о днях и делах знатного шевалье де Бона, который 48 лет прожил мужчиной, а 34 года считался женщиной, и в мундире, и в кружевах сумел прославить себя, одинаково доблестно владея пером и шпагой.
Перед нами целый шпионский роман, где шпионом выступает французский подданный Шевалье д'Эон, также известный как Шарль де Бомон. Доподлинно известно, что герой был дворянином и в молодости был завербован тайной сетью французских дипломатов «Королевский секрет». Как гласит роман Валентина Саввича, первым поручением молодого д'Эона была поездка в Россию в 1755 году, где войдя в доверие ко двору, должен был расстроить русско-австрийский альянс и подать руку дружбы Франции.
Пикуль создает яркие портреты героев, они многочисленны, но «все они лаконичны и выразительны», ни с кем не спутаешь: незадачливый фельдмаршал Апраксин, полузабытый Салтыков, под руководством которого начинался боевой путь Суворова, и другие интереснейшие личности.
Середина ХVIII века. Семилетняя война (1756 - 1763). Правление Елизаветы Петровны
Битва железных канцлеров
Дипломатия — старинное средство общения между народами, а дипломат — мастер политического диалога с противником. Его оружием является слово, а иногда даже… молчание, порою обретают такую силу, что способны остановить поступь армий. История человечества зачастую зависит от слов — ими начинаются войны, словами их и завершают.

«Я предлагаю читателю сугубо политический роман. Без прикрас. Без вымысла. Без лирики. Роман из истории Отечественной дипломатии».

Валентин Пикуль. предисловие к роману

Пикуль считал «Битву железных канцлеров» политическим и одним из самых сложных написанных им романов. В романе освещается не только история русской дипломатии XIX века, но и политика и дипломатия Пруссии, Германии, Австрии и Франции.
В центре - дипломатическая дуэль между министром иностранных дел Александром Михайловичем Горчаковым (1798–1883) и канцлером Германской империи Отто Эдуардом Леопольдом Бисмарком фон Шёнхаузен (1815–1898) в пору тяжелейших европейских исторических кризисов 50—70-х годов XIX века. Каждый из них стремится к максимальному укреплению мощи своей страны и усилению её политического влияния в Европе и мире. Главная цель Горчакова — денонсация Парижского мирного договора (1856), навязанного России после Крымской войны и запрещавшего ей держать военно-морской флот в Чёрном море. Главная цель Бисмарка — объединение раздробленных немецких земель в единое государство под главенством Пруссии. Оба канцлера ценой длительной дипломатической борьбы, стратегических союзов, взаимных уступок, военных и политических столкновений добиваются поставленных целей.
Сам прошедший суровую школу войны, Пикуль во все времена боролся за сохранение мира, выступая против бряцания оружием.
Зло и беспощадно писатель обличает политиканов, прошлых и нынешних, мечтающих поставить Россию на колени.
Обратим внимание на Бисмарка — министра иностранных дел Пруссии с 1862 года и рейхсканцлера Германской империи в 1870–1890 годы, родоначальника германского милитаризма, поскольку без освещения деятельности Бисмарка нельзя уяснить ход и движущие силы исторического развития Германии и Европы во второй половине XIX века. Уже находясь в отставке, обозревая свой прошедший путь, Бисмарк пришёл к выводу, что главная опасность для Германии — война с Россией, с её сильным и непобедимым русским народом: «Германия непобедима до той поры, пока не столкнулась с Россией, в груди которой бьётся два сердца — Москва и Петербург».

Роман-хроника времён Екатерины II
Фаворит
В романе только один вымышленный герой - русский корабельный мастер Прошка Курносов.

В. Пикуль


Быть может, самая известная из книг Пикуля, с которой началась своего рода реабилитация «золотого века» Екатерины Великой и одного из самых славных ее представителей – Григория Потемкина, в советское время незаслуженно забытого на фоне таких героев, как Румянцев и Суворов, и долгое время известного исключительно как автор печально известных «потемкинских деревень». Вторая половина XVIII века. Россия. На престол восходит молодая Екатерина Алексеевна — будущая Екатерина II Великая.
В центре повествования — великий государственный деятель, генерал-фельдмаршал, граф и светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический. Человек властный и противоречивый, но талантливый и умный, не боящийся вторгаться в государственные дела во благо России.
Но роман — не только описание всех взлётов и падений великого фаворита. Это ещё и роман о целой эпохе екатерининского правления глазами главного героя.
Наверное, сейчас многое из написанного можно назвать неточным или приукрашенным в угоду занимательности повествования, но, как писал когда-то сам Пикуль, главное для исторического писателя – пересказывать старое новым поколениям, умея при этом одухотворить чужой и черствый материал. А именно это у Пикуля получалось как мало у кого.
Роман Валентина Пикуля «Фаворит» состоит из двух томов – «Его Императрица» и «Его Таврида». И если работа над первым томом произведения заняла почти три года, то второй том был написан всего за месяц.
Русско-турецкая война 1877–1878 годов
Баязет
…Где-то в глубине кавказских гор затерялась крепость Баязет, занятая русскими войсками. Во время турецкого контрнаступления крепость была окружена, а гарнизону предложили сдаться. Русские отказались, и началась долгая осада. Главная драма заключалась в том, что российское высшее командование забыло о своих солдатах — какой-то многомудрый воинский начальник, видимо, посчитав, что турки уже взяли Баязет, взял и вычеркнул гарнизон из списков действующих частей.
"Более трех недель, почти целый месяц, день за днем, час за часом — под пулями и саблями, в поту и крови, умирая от жажды в араратском пекле, держались только на одном:
— Выстоять!..
И выстояли — как выстрадали, все двадцать три дня".

Валентин Пикуль. Баязет

В романе описывается оборона русскими войсками крепости Баязет, которая позже вошла в историю под названием «Славное баязетское сидение». История полная драматизма. История о солдатском подвиге. История о русском Солдате с большой буквы.
Несмотря на страшные испытания, когда осаждённым приходилось за неимением медикаментов добивать своих тяжело раненых, а ради утоления жажды пить собственную мочу, турки так и не взяли крепость. Защитникам чудом удалось сообщить о себе в ставку верховного командования. Пришла помощь, и осада в конце концов была снята. В России защитников Баязета поначалу чествовали как героев. Но затем победные страсти как-то незаметно поутихли, на тему Баязета было наложено своеобразное табу, а сам эпизод осады был отодвинут на исторические задворки. Уж больно не красил случай с Баязетом царских генералов, по собственному головотяпству бросивших гарнизон на произвол судьбы! И много лет спустя история осады крепости практически не упоминалась даже в специальных научных трудах. Мало того, не все военные историки знали нюансы той трагической эпопеи…
И впервые об этом славном подвиге русских солдат и офицеров широкой российской публике сообщил именно писатель Валентин Пикуль, опубликовавшего роман в 1961 году.
Литературную премию Министерства обороны СССР (1988) за роман „Из тупика“ писатель отдал рижскому госпиталю, где лечились воины-афганцы.

Русская провинция начала ХХ века
На задворках великой империи
Судьба блестящего интеллигента, волей судьбы получившего высокий пост в глухой глубинке огромной, разваливающейся на куски, погрязшей во взяточничестве и казнокрадстве Российской империи начала XX века.
Оценивая своё детище, Пикуль говорил: «“На задворках великой империи” мой второй исторический роман… я ощутил какую-то лёгкость в изложении материала, который был мною хорошо изучен, и провёл параллель с современностью.

Валентин Пикуль


В 1950–1960 годы прошлого века в СССР в полную мощь шло освоение целинных и залежных земель. Пикуль решил откликнуться на эти события примерами из истории, обращаясь к началу XX века.
«На задворках великой империи», который выходит двумя книгами: «Плевелы» в 1964 г. и через два года «Белая ворона». Замысел романа возник у Пикуля в результате длительного и кропотливого изучения документов Российской Государственной думы. Изучая эти документы в архивах, перед писателем возникал определенный срез истории начала XX в. Несмотря на обилие персонажей, Пикуль сумел уловить их характеры и направления их мыслей, изучая анкеты, где встречались довольно остроумные характеристики. В результате перед автором вставали живые портреты будущих персонажей, которые живут среди реальных исторических личностей - Сипягина, Гапона, Столыпина и др. В изображаемой Уренской губернии легко узнается город Семипалатинск, где отбывал свою каторгу писатель Федор Михайлович Достоевский. Роман написан в жанре сатиры и в духе любимого писателя Пикуля - М.Е. Салтыкова-Щедрина. Помимо двух томов романа, у писателя была идея создать третий том - «Выстрел справа», где хотел отобразить жизнь и деятельность Петра Столыпина, которого Пикуль считал одним из величайших государственных мужей России. Но замысел этой интереснейшей книги так и не был воплощен.
В центре - судьба высокопоставленного российского чиновника прогрессивных убеждений князя Сергея Яковлевича Мышецкого (прототип — князь Урусов), который в 1904 году получил высокий пост в провинции — вице-губернатора Уренской губернии (Семипалатинская область). Блестящий юрист и знаток законов, он находит Уренск ужасным городом и начинает проводить реформы, способные, по его мнению, восстановить положение дел в губернии. Однако он не в силах переломить общую косность и, сам того не замечая, в конце концов начинает принимать взятки, проводить реформы не соответствующие законам и т. п.
В незаконченной третьей книге романа, опубликованной в 1992 году под названием «Судьба князя Мышецкого», описана жизнь главного героя после 1917 года: арест ЧК, работа бухгалтером в продорганах, учителем в сельских школах, консультантом на «Ленфильме», совслужащим. Во время Великой Отечественной войны он остается в Ленинграде и умирает от голода во время блокады.
Сахалин. Русско-японская война 1905-1907 годов
Каторга
История сахалинских каторжан, сделавших все возможное и невозможное для обороны острова от захватившей его японской армии во время русско-японской войны 1904-1905 годов.
«Каторга» базировалась на использовании автором шестидесяти трёх документальных источников, среди которых были монографии, мемуары очевидцев, воспоминания каторжан.

А. И Пикуль. Валентин Пикуль

Сахалин — «Черная жемчужина России», главный восточный форпост на Тихом океане. Сахалин - место ссылок и тюрем. Сахалин — ночной кошмар воров и бандитов, заставляющий просыпаться в холодном поту. Слова приговора сахалинской каторги — гвозди в гробу пока ещё живого политического или уголовного преступника, ибо жизнь там мало чем отличается от растянутой во времени мучительной смерти... И служба там далеко не сахар! Недаром и офицеры, и чиновники называли её не иначе как ссылкой.
К 1905 году на Сахалине сложилась довольно сложная ситуация. По международному праву того времени существовало положение, что в местах ссылки военные действия не ведутся. Япония, которая не подписала это соглашение, на захват острова бросила огромные силы: две эскадры и несколько боевых дивизий с хорошо обученными войсками. Японцы 15 мая разгромили эскадру Рожественского, а 24 июня высадились на Сахалине. После Цусимы у японцев были «развязаны» руки. Нигде до этого самураи не действовали с такой жестокостью, как здесь.
Малочисленный гарнизон Сахалина не мог остановить японцев.Для отражения натиска захватчиков и освобождения острова была создана народная дружина из числа каторжан. Эту ситуацию и использовал Пикуль в «Каторге». В данном случае мы «сталкиваемся с парадоксальным явлением: казалось бы, кто будет защищать тюрьму, в которой сидит? Но земля-то русская. Эта тюрьма для каторжан в данном случае выступала как частичка Родины», а святая честь каждого русского человека — защищать родину от врага. Казалось бы, у каторжан очерствела душа, но в трудную для родины минуту в их душе патриотические порывы оказались главными. И рядом с надзирателем сражались — героически! — каторжане, сражались и погибали, потому что знали — пощады от японцев не будет.
Каторга не вытравила у людей чувства любви к Родине. Ненавистный остров с нашествием врага ассоциируется в сознании каждого с Родиной, которую надо защищать.
И когда многочисленные полки Микадо железным катком маршируют по острову, с беспредельной жестокостью уничтожая всё живое, бывшие каторжники и ссыльные становятся плечом к плечу с офицерами и солдатами. У них нет шансов. Но они готовы умереть за свою ненавистно-любимую Родину, которая вся сконцентрировалась для них в мрачных сопках острова Сахалин. Несколько отрядов ополченцев прошли весь Сахалин от севера до юга, до мыса Погиби, и здесь переправились на материк. В Николаевске-на-Амуре ополченцев-каторжан встречали как героев. Все они по амнистии были освобождены, многие из них получили награды.
«Каторга» базировалась на использовании автором шестидесяти трёх документальных источников, среди которых были монографии, мемуары очевидцев, воспоминания каторжан. Роман "Каторга" остается злободневным и сейчас, ибо в наши дни не утихают разговоры об островах Курильской гряды.

Дальний Восток. 1903-1905 гг.
Богатство
Авторское посвящение: «Памяти профессора Михаила Алексеевича Сергеева, старейшего историка русского Севера…»
Главный герой, представитель такой прогрессивной интеллигенции, чиновник и журналист Андрей Петрович Соломин — не вымышленное лицо, как и его основные деяния на Камчатке, описание которых Пикуль положил в основу наиболее красочных сюжетов романа. В этой части историческим источником для писателя послужили труды Антона Петровича Сильницкого — чиновника по особым поручениям в аппарате Приамурского генерал-губернаторства.

Территория Британских островов 315 тыс. кв.км, территория Камчатки 472 тыс. кв.км. На необъятные просторы полуострова, охраняемые казачьим урядником с четырьмя строевыми казаками, назначен начальником чиновник Соломин.
Основная интрига романа — противостояние немногих прогрессивных чиновников-патриотов России жажде наживы на богатствах Дальнего востока, исходящей от алчного, жуликоватого и беспринципного купечества, вовлекающего в свои афёры коррумпированных чиновников и одновременно спаивающее местные малые народы. Побочная, но не менее важная линия — компрадорский аспект этих злоупотреблений, доводящий некоторых высокопоставленных чиновников и представителей крупного торгового капитала до прямого предательства национальных интересов страны, вплоть до закулисного сотрудничества с противником.
Разграбление пушных и рыбных богатств Камчатки поставлено на поток, японцы и американцы невзирая на государственные границы ведут себя как дома, безнаказанно вывозя добра на миллионы долларов, при случае грабят и убивают местное население, да и свои рвачи-купчины полностью игнорируют российские законы, делая миллионные состояния. Со всем этим безобразием предстоит разбираться честному и неподкупному Начальнику Камчатки.
А на дворе 1904 год. На острове Шумшу в непосредственной близости от Петропавловска базируется японский батальон с артиллерией, Камчатка наводнена японскими шпионами. И вот настал момент, когда населению Камчатки пришлось столкнуться с интервенцией, и каждый должен был сам решать, что в этой жизни важнее всего.
О том, как простые охотники и огородники, русские и камчадалы в одночасье превратились в Защитников, этот роман. А по большому счёту он о Патриотизме с большой буквы и пусть написан он почти сорок лет назад о событиях столетней давности, актуальности он не потерял и сейчас.
1880-е годы  - Октябрь 1917
Нечистая сила
«Политический роман о разложении самодержавия, о тёмных силах придворной камарильи и бюрократии, толпившейся возле престола; летопись той поры, которую зовут реакцией между двумя революциями; а также достоверная повесть о жизни и гибели „святого чёрта“ Распутина, возглавлявшего сатанинскую пляску последних „помазанников Божиих“».

В. Пикуль

Но солдаты геройского Осовца (даже без противогазов!) выстояли в ядовитой отраве, укрываясь от газа в складках старинных стен и прячась в подземелье фортов… Их доблестный командир М. С. Свечников – это будущий профессор Военной академии имени Фрунзе в Москве, солдаты же его – это отцы тех, что держали оборону Бреста в 1941 году! Героизм всегда преемствен: из ничего ничего и не рождается. А многие из кавалеров солдатского Георгия в 1945 году дошагали до Берлина кавалерами ордена солдатской Славы…

В. Пикуль. Нечистая сила


«Роман “Нечистая сила” я считаю главной удачей в своей литературной биографии, но у этого романа очень странная и чересчур сложная судьба…
Сокращённый вариант романа был опубликован с 4-го по 7-й номера 1979 года журнала «Наш современник» под названием «У последней черты». В полном виде и под названием, которое дал ему автор, роман вышел лишь в 1989 году.
В начале 1970-х годов Пикуль взялся за тему, казалось бы, изученную, но, как ни парадоксально, малоизвестную. Правление последнего русского императора в СССР всегда рассматривалось исключительно сквозь призму деятельности революционеров. Пикуль отодвинул в сторону эсеров, большевиков, меньшевиков, взявшись за самих Романовых и русскую элиту конца XIX — начала XX века. В отличие от более ранних исторических эпох, этот временной отрезок был запечатлен в воспоминаниях современников, придерживавшихся разных политических взглядов. Из этих свидетельств складывался портрет эпохи разложения великой империи, когда едва ли не главной фигурой в жизни страны стал Григорий Распутин.
Писать об одном Распутине, показывая патологию этого явления, — бессмысленно. Пикуль решил на фоне обширного материала предреволюционной России показать «разложение самодержавия, рассказать о позорном политическом явлении, вошедшем в нашу историю под названием «распутинщины». И, наконец, в романе присутствует ещё одна тема — окружение Распутина».
Параллельно с главной сюжетной линией в романе освещены события Российской истории того периода: Коронация Николая II и Александры Фёдоровны, ходынская катастрофа, Русско-японская война на Дальнем Востоке, раздел Сахалина, подавление Первой русской революции 1905 года, неоднократный созыв и разгон Думы, возвышение и убийство Петра Столыпина, мировой кризис, начало Первой мировой войны и вступление в неё России, Февральская буржуазно-демократическая революция. Повествование заканчивается на пороге Великой Октябрьской революции 1917 года.
Среди претензий, которые будут выдвинуты в то время в адрес Валентина Пикуля в связи с «Нечистой силой», будут обвинений в неисторичности. В действительности все с точностью наоборот — это, наверное, самая документальная книга из всех, что были созданы Пикулем. Библиография авторской рукописи содержит 128 наименований, среди которых как воспоминания дневники той эпохи, так и стенографические отчёты допросов и показаний 59 высших министров, жандармов и чиновников Российской империи, данных в 1917 году в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства.
«Нечистая сила» отличается от других произведений писателя тем, что в ней нет ни одного вымышленного героя, как нет и изображения разных сцен, которые не подтверждены документально в нашей печати.
Помимо царской семьи в романе представлена целая галерея исторических личностей: министров, жандармов, придворных, банкиров, врачей, духовенства, газетчиков, шпионов, попрошаек, фабрикантов, жуликов и череды всяческих авантюристов — вроде Бадмаева, Мануса, Симановича, Манасевича-Мануйлова, Андроникова и прочих представителей русского общества.
1930-е годы и параллельно в дореволюционной России в конце XIX — начале ХХ вв.
Честь имею
Главный герой — офицер, разведчик российского Генштаба, впоследствии ставший генералом Красной Армии.
«Раньше были прекрасные слова — офицер, представляясь, заявлял: “Честь имею”. Это чрезвычайно ёмкое понятие… Под честью офицера я подразумеваю помимо личной чести ещё и комплекс первостепенной важности качеств. Главное — это патриотизм, готовность, не задумываясь, отдать жизнь за Родину, обязательный профессионализм, отличная специальная подготовка, и само собой — большая культура…»

В. Пикуль

Русская разведка интересовала Пикуля всегда. В ней много неизвестных потаённых пружин — она родная сестра дипломатии, которую Пикуль в своём творчестве считал козырной картой.
Велики заслуги русской разведки перед Родиной.
Пикуль решил показать глазами агента русского Генштаба «миростроение в канун Первой мировой войны» и обстановку в Европе. Так появился на свет роман «Честь имею». Исповедь офицера Российского Генштаба, в котором Пикуль вывел главного героя — разведчика.
Автор не раскрывает имени героя («офицеры Генштаба не должны иметь имени»), но ссылается на «Бархатную книгу», изданную известным просветителем Н. И. Новиковым ещё в XVIII веке, намекая на его происхождение из семьи Оладьиных.
В главном герое романа без имени слились воедино кровь русского и сербского народов, и отделить одно от другого — невозможно: «Я всегда был горд за своих родителей. Первые песни, которые я слышал, были “лазарицы” матери, в которых воспевались народные герои, павшие в битвах».
Действие в романе происходит в разных странах и в разных исторических плоскостях, охватывая промежуток времени с восьмидесятых годов XIX века до конца Второй мировой войны. На фоне этих событий представлена сложная судьба главного героя — разведчика, бывшего генерала царской армии, и впоследствии ставшего генералом советской армии.
Повествование в романе ведётся то от имени героя, то от имени автора.
Первый восторженный отклик на роман автор получил в марте 1987 года от серба Драгомира Пуцаревича, из тогда ещё единой и мирной Югославии. Это было взволнованное письмо со словами благодарности и признательности за любовь и внимание к Сербии и сербскому народу.

1943
Площадь павших борцов. Том I. Барбаросса
Последний, так и не законченный роман В. Пикуля, которому предстояло стать первым томом грандиозной дилогии о Великой Отечественной войне "Площадь Павших борцов". Сталинградская эпопея под гениальным пером Пикуля предстает не просто подвигом, совершенным советскими воинами, но - "сплетением стратегии с политикой", событием, "влияние которого сказалось во всем мире" .
Светлой памяти Саввы Михайловича Пикуля, который в рядах морской пехоты погиб в руинах Сталинграда — с сыновней любовью посвящаю.

В. Пикуль. На титульном листе романа рукой писателя начертано посвящение


"Барбаросса" — первый том последней, незавершенной дилогии "Площадь Павших борцов" В. Пикуля. Написать второй том автор не успел, уйдя из жизни в 62 года 16 июля 1990 года.  Именно работая над окончанием этой книги Валентин Пикуль и умер за столом во время сердечного приступа. Так что этот роман своего рода памятник — эпитафия и ему, и его отцу, погибшему в рядах защитников Сталинграда.
В России не так много площадей, вошедших в историю. Это, конечно, Красная площадь в Москве, Сенатская (ныне Декабристов) в Санкт-Петербурге, Вечевая в Великом Новгороде и площадь Павших борцов в Волгограде. Последняя свою славу обрела, конечно, в ходе Сталинградской битвы. На ней была поставлена точка в этом кровопролитнейшем сражении: фельдмаршал Паулюс укрывался в здании, выходившем на эту площадь.
При работе над книгой писатель использовал более пятисот (!) историко-архивных источников, монографий, а также воспоминания отечественных и зарубежных очевидцев.
Сталинград — это не просто город на Волге, символ нашей победы: скорее всего — это главный военно-политический фактор всей мировой войны, влияние которого сказалось во всём мире, даже послевоенном! Географические рамки слишком тесны для этой битвы.
События на чердаках и в подвалах Сталинграда мощным эхом отзывались в жарких пустынях Ливии, на скользких водах Атлантики, от них зависело многое в жизни народов Европы и Америки; Сталинград отразился на кризисе режима Муссолини в Италии; от его руин протянулась цепочка заговоров против Гитлера; наконец, со Сталинграда началось идейное преломление в сознании немцев, когда из разброда мнений не сразу, но достаточно чётко выковалось антифашистское движение.
Роман "Барбаросса" Пикуль назвал романом-размышлением - размышлением о том, от чего же так получилось, как враг дошёл так далеко, до самой Волги; об ошибках и промахах, исправлять которые пришлось потом очень дорогой, слишком дорогой ценой; об амбициях, боли, крови и страхе и о том, что такое русский, когда он воюет на своей земле.
Семь морских романов Валентина Пикуля
На страницах романов предстают неповторимые портреты матросов, офицеров — участников Русско-японской войны, Первой мировой и Великой Отечественной войн — людей безграничной отваги, мужества, стойкости.
Посвящены всем российским флотам - Северному, Балтийскому, Черноморскому и Тихоокеанскому
От 1880 г. до Гражданской войны 1917-1923
Три возраста Окини-сан
История любит жестоко мстить всем тем, кто забывает историю.

Валентин Пикуль. Три возраста Окини-сан

Роман «Три возраста Окини-сан» – один из самых ярких и неожиданных в наследии Валентина Пикуля. Автор не случайно назвал его сентиментальным романом, показав историю любви на фоне грозных событий начала ХХ века. На порохе и минах ворвался морской XX век в мировую жизнь. Япония поняла это куда быстрее Китая и России, что обернулось катастрофой, подогреваемой тонкими политиками Европы. Чем именно обернулось нежелание высших военных чинов обратить свой взор на инженерию, отлично описывает Пикуль, не забывая при этом о человеческих судьбах и любви, которые претерпели не меньшую ломку под гнетом наступающего века крови, боли и войн.
Роман «Три возраста Окини-сан» воссоздает целую эпоху, с 1880-х годов по самый конец Гражданской войны через судьбу трёх поколений русских моряков — семьи Коковцевых. И совсем не случайно на титульном листе романа появилось посвящение сыну участника Цусимского сражения, вице-адмиралу Георгию Николаевичу Авраамову, другу Пикуля со Школы юнг и его супруге: «Супружеской чете Авраамовых — Эре Павловне и Георгию Николаевичу, в семье которых уже три поколения служат Отечеству на морях».
Роман вышел в 1981 году. Опубликован впервые в журнале "Нева" и его было не достать, давали почитать на пару ночей. Публиковался в нескольких номерах, то есть следующую часть приходилось ждать месяц.
Герой – военный моряк, влюбляющийся в японскую красавицу и проходящий путь от мичмана до адмирала флота, от Цусимы до войск адмирала Колчака. История российского Дальнего Востока с начала XX века до времен гражданской войны сплавляется здесь со своеобразной семейной сагой, экзотика Японии – с бытом дореволюционного русского флота. И мечется, мечется в круговерти истории бывший мичман, потомок героя Чесменской битвы, пытающийся сохранить офицерскую честь в стремительно меняющемся потоке времени. Грустная и пронзительная история, в которой, как в капле воды, отразилась в том числе и Россия, которую, как принято иногда говорить, «мы потеряли».
Читатель увидит русско-японскую войну, Первую Мировую, Февральскую и Октябрьскую революции. Автор ставит здесь такие вопросы, которые интересуют многих людей, увлекающихся историей. Ведь русско-японская война считается одной из самых сложных, в некоторые моменты действия российского флота казались необдуманными, а может, поражение случилось по вине правителей? Изучив целую библиотеку литературы о Цусимском сражении, в том числе и участников этого похода и боя, Пикуль предлагает своё прочтение истории сражения. В отличие от Новикова-Прибоя, который показал Цусиму в мрачных красках, Пикуль пытается донести до читателя сознательный героизм русских моряков, показать, как вели себя матросы и офицеры русского флота во время длительного перехода и Цусимского боя, честно выполняя свой воинский долг перед Родиной.

Русско-японская война 1904-1905
Крейсера
Роман из жизни юного мичмана
Светлой памяти Виктора, который мечтал о море, —
и море забрало его у нас — навсегда.
Автор.
– Господа! Для военных людей всегда остается насущен коварный вопрос: ради чего мы живем? Нас превосходно одевают, отлично кормят, нам воздают почести… За что? Чем мы заслужили подобное транжирство от государства, которое ради оплаты наших прихотей обшарило карманы верноподданных? Мы живем (и живем лучше народа), наверное, лишь ради единого мгновения… Да, единого! В час роковой битвы мы обязаны расплатиться с Россией за все приятное для нашего честолюбия и довольства. Именно в момент боя мы обязаны отдать родине самих себя – до последней капли крови. И даже тот последний глоток соленой воды, что завершит нашу жизнь, мы должны принять от судьбы, как наше святое причастие…

Валентин Пикуль. Крейсера

Эта книга была приурочена Пикулем к годовщине Цусимского сражения и написана в рекордно короткий срок – за 38 дней. Вышла в печать в 1985 году.
Книга имеет посвящение: «Светлой памяти ВИКТОРА, который мечтал о море, и море забрало его у нас – НАВСЕГДА». Конечно, мичман Панафидин, как практически все герои Пикуля, имеет своего реального прототипа, но очень много в нем и черт юноши, которому так хотелось стать морским офицером, и который прожил эту морскую жизнь только на страницах «Крейсеров». Речь идет о мальчике Викторе, в образовании и воспитании которого принимал активное участие Пикуль.
Начавшаяся война с Японией и последовавшая за этим блокада русского флота в Порт-Артуре оставляет группу владивостокских крейсеров единственной реальной русской силой на море. Из всего русского флота лишь крейсерский отряд Владивостока («Россия», «Громобой», «Рюрик») сохраняет свободу действий и за первые 6 месяцев войны несколько раз переходит в наступление против японского флота.
В центре повествования - судьба юного мичмана Сергея Панафидина. Он служил на крейсере "Богатырь", в свободное время играл на виолончели и изучал японский язык. Перед самой войной Сергей перевёлся на "Рюрик" - один из трёх кораблей, которым вскоре довелось принять неравный бой с целой эскадрой японских броненосных крейсеров. Три корабля держали оборону против громадного и хорошо оснащенного японского флота. Зная, что их учесть уже решена, они не выбросили белого флага и предпочли погибнуть за Отечество, но не отдаваться на милость врагу. Те, кто все же попал в плен, могли бы завидовать мертвым. Сергей Панафидин дважды пытается сбежать из тюрьмы. Второй раз ему это удается. Через лишения, страдания и ложь ему удается попасть домой, на Родину. Но оказалось, что Родина не ждала его возвращения и герои-моряки здесь никому не нужны.
Трагичную книгу, написанную во славу русского флота, оценили и во флоте советском: писатель получил «Золотой кортик» от главнокомандующего Военно-морским флотом. За роман «Крейсера» 20 декабря 1988 года писатель удостоился Государственной премии РСФСР имени М. Горького, которую перевел в фонд помощи пострадавшим при землетрясении в Армении.
И все же не премиями ценен этот роман: в уста своих героев писатель вложил размышления о воинской чести и долге, а также о том, что война хоть и противна человеческой природе, но приходит время, когда эти и другие подобные мысли лучше отложить на потом.

Первая мировая война
Моонзунд
Либавский роман «Моонзунд» о людях, кораблях и государстве
Россия — это такая страна, которой можно нанести поражение, но которую нельзя победить!

Валентин Пикуль. Моонзунд


Первая мировая. Канун революции. Страшное для нашей страны время. И — легенда о Балтийском флоте, совершавшем чудеса героизма в неравных боях с германской армией за Моонзунд. Легенда об отваге офицеров — и почти самоубийственном мужестве простых моряков! Одна из самых сильных, жестких и многогранных книг В.Пикуля. Однако, по определению В. С. Пикуля, это не только исторический и политический, но и любовный роман.Книга, захватывающая с первой страницы — и держащая в напряжении до страницы последней!
Если заглянуть в историю, то Моонзундское сражение в художественной литературе практически не отражено. Действие романа-хроники охватывает исторические события Первой мировой войны на Балтийском театре военных действий 1915–1917 годов и оборону Моонзунд-ских островов. Союзники России в войне против Германии — Англия и Франция к этому времени прекратили свои военные действия, давая полную свободу флоту Германии.
Расчёт германского командования был дерзок: захватить Петроград с суши, со стороны Риги и с моря. Но для этого необходимо было преодолеть оборону Моонзундских островов, прикрывающих входы в Рижский и Финский заливы. Для решения этой задачи немецкое командование сосредоточило в этом районе свыше трёхсот кораблей и вспомогательных судов, около ста самолётов и десантный корпус из 25 тысяч человек. Русские силы, обороняющие этот район, состояли из 118 кораблей разного типа и малочисленного гарнизона моряков и пограничников. Имея значительный перевес в живой силе и технике, германское командование приступило к осуществлению своего замысла.
Несмотря на большие потери, моряки Балтийского флота стояли насмерть, выполняли задачи обороны подступов к Финскому и Рижскому заливам.
Прототипом главного героя романа, старшего лейтенанта Сергея Николаевича Артеньева явился Николай Сергеевич Бартенев, внук известного русского историка, пушкиниста, издателя журнала «Русский архив», который служил на Балтийском флоте. Он прожил долгую жизнь и умер в Москве в 1963 году. Трое сыновей Николая Сергеевича — Пётр, Владимир и Сергей — героически погибли в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны.
Не только моряки, но и корабли покрыли себя неувядаемой славой в Моонзундской операции 1917 года.
События эпохи Великой Октябрьской революции - во всей их сложности и полноте
Из тупика
Кто, кроме Валентина Пикуля, рискнул бы превратить в исторический роман такое? Под чьим пером ожила бы одна из страшнейших и притягательнейших страниц истории нашей страны? И все-таки... Идет Гражданская война. Бойцы Северной флотилии принимают удар на себя!..
«Роман-хронику “Из тупика” я писал горячо и страстно: ибо писал о любимом Севере. Именно при работе над этим романом я побил рекорд своей выносливости: просидел за машинкой кряду 32 часа без еды и сна, держась на крепком чае. Я так слился с ним, что долгое время, когда я его закончил, мне как будто бы чего-то не хватало. Этот роман мне и до сих пор дорог…»

Валентин Пикуль

Валентин Пикуль считал роман «Из тупика» одной из своих писательских удач. Но официальная оценка романа не была столь однозначной и благожелательной. После выхода книги имя автора на продолжительное время исчезло со страниц печати. Жизнь расставила всё на свои места. В 1987 году Валентин Пикуль был удостоен литературной премии Министерства обороны за роман «Из тупика».
Многие страницы романа отражают борьбу с интервентами на Мурмане, в Архангельске, в Карелии, а также рассказывают о создании Мурманской (ныне Кировской) железной дороги и формировании флотилии Северного Ледовитого океана, из которой позже родился героический Северный флот
Многие страницы романа посвящены крейсеру «Аскольд» — прекрасному боевому кораблю, который начал боевую службу в Дарданелльской операции, избороздил три океана и 14 морей, не имея вестей с родины два года. Наконец, прославленному крейсеру было приказано следовать в Тулон — встать на ремонт. Провокационный взрыв на крейсере приводит к смене командира: Иванова-6 заменяют адмиралом Ветлинским, с ведома которого расстреливают четырёх матросов «Аскольда», а 113 членов команды отправляют в арестантские роты.
«Так встретил “Аскольд” весть о Февральской революции. Гонимый Тулоном и английскими портами, оставшись с половиной офицерского состава (другая скрылась на берегу, испугавшись революции), крейсер идёт в долгий рейс на родину, в Мурманск…

Великая Отечественная война. 1942
Реквием каравану PQ-17
Роман посвящён трагедии одного из арктических конвоев союзников в годы Второй мировой войны.
Против флота Германии стоял героический Северный флот. Флот совсем небольшой. По сравнению с британским он был просто незначительным… Там, на аспидных скалах (которые зимой в снегу, а по веснам их забрызгивает полярная сирень и черемуха), там жили и воевали удивительные люди. Они уходили от этих родных скал в море Баренцево. Прямо в Ледовитый океан! Прямо в необъятный… Очень много этих людей ушло и больше не вернулось. Мы уже не встретим их на нашей зеленой земле. В синем море мы их тоже не повстречаем. Но для нас они живы в каждой капле океанской воды. Мы слышим их голоса в порывах океанского ветра.

Валентин Пикуль. Реквием каравану PQ-17


Сам Пикуль назвал свой роман документальной трагедией. В своём произведении В. Пикуль отражает один из интересных, хронологически узких трагедийных вопросов борьбы на Северном фланге Второй мировой войны и великой битвы советских моряков в Заполярье, только одного лета 1942 года.
В июне 1942 года из Рейкьявика в Архангельск вышел полярный конвой PQ-17. Здесь были и американцы, и канадцы, и англичане. Трудная и кровавая работа ожидалась по пути всего конвоя. Постоянные атаки с воздуха силами Люфтваффе и «Волчьими стаями Деница» из-под воды. А тут ещё, по данным разведки союзников из норвежских фьордов вышел немецкий линкор «Тирпиц».
Так что же ждёт впереди самый печально известный за всю историю Второй мировой войны караван PQ-17, который впоследствии назовут «Конвой в Ад»? Из 35 судов 23 были уничтожены вместе с людьми и техникой, один вернулся в Англию, и только 11 транспортов добрались до наших портов…
Приход каждого каравана в нашей стране ждали с большим нетерпением. Особенно каравана PQ-17. В грозное лето 1942 года немецкие войска рвались к Волге, а линия обороны простиралась от Чёрного до Баренцева моря, на повестку дня была поставлена судьба Отечества.
За весь период Второй мировой войны немецкий флот не выставлял такой могучей флотской эскадры и авиации, которые встали на пути конвоя PQ-17. Но судьба конвоя была решена в Британском адмиралтействе, которое бросило караван с грузом и людьми на произвол судьбы, сняв прикрытие и не поставив в известность даже командование Северного флота. Корабли конвоя, находившиеся вне зоны действия советских морских сил, оставшиеся «без всякой охраны в океане, в самой опасной зоне, были потоплены один за другим — с людьми и техникой». Судьба каравана — это трагическая судьба не только каравана, но и трагическая страница в истории союзных отношений.
Советские историки, проанализировав обстановку гибели каравана PQ-17, пришли к выводу, что его разгром «явился результатом политической игры англо-американских правящих кругов». Гибель конвоя PQ-17 они использовали в качестве повода для прекращения поставок в СССР грузов по ленд-лизу.
Великая Отечественная война. 1941-1945
Океанский патруль
Первый роман Валентина Пикуля посвящен событиям Великой Отечественной войны на северном театре военных действий.l
Памяти друзей-юнг, павших в боях с врагами, и светлой памяти воспитавшего их капитана первого ранга Николая Юрьевича Авраамова.

В. Пикуль. Посвящение


«Океанский патруль» — первый роман Валентина Пикуля — посвящен событиям Великой Отечественной войны на Северном театре военных действий.
Начинающему автору шел 23-й год, когда директор Ленинградского отделения издательства «Молодая гвардия» Андрей Александрович Хршановский заключил с ним договор на роман под названием «Океанский патруль», обязывающий В. Пикуля сдать рукопись объемом 30 авторских листов до 1 сентября 1951 года. Содержание романа было сформулировано следующим образом: «Роман о буднях Северного флота в период Великой Отечественной войны... о разгроме гитлеровских войск на Севере». Первое издание романа вышло в Ленинграде в 1954 году объемов 50 авторских листов тиражом 15 тысяч экземпляров. После выхода романа «Океанский патруль» Валентин Пикуль был принят в Союз писателей СССР.
Это настоящая эпопея, охватывающая вроде бы не очень большой, но весьма насыщенный период – с осени 1943 года до разгрома немецкой группировки на Крайнем Севере и освобождения части Норвегии советскими войсками осенью 1944 года. Действие разворачивается и на суше, и на море, и на советском фронте, и в Финляндии. В центре внимания автора — героические дела моряков Северного флота, действия разведчиков в тылу врага. Главный коллективный герой – экипаж сторожевого корабля "Аскольд", капитан корабля Рябинин, его семья, старший помощник Пеклеванный, врач Варя Китежева, матросы корабля, бойцы морской пехоты. Морякам доводилось не только отражать вражеские атаки, но и вступать в поединок со стихией, с суровыми условиями севера, что многим опаснее сухопутных сражений. Это и повествование о тех, кто любит и ждет моряков на берегу.
Вторая книга романа «Океанский патруль» — «Ветер с океана» посвящена наступлению советских войск в Заполярье в 1944 году, действиям торпедных катеров по обеспечению десантных операций.
Великая Отечественная война. 1942-1945
Мальчики с бантиками
Автобиографический роман для детей
«Тогда было суровое время жертв, и мы были готовы жертвовать, многие из нас тогда же ступили на палубы боевых кораблей».

Валентин Пикуль

В 1974-м году Валентин Пикуль написал свой 10-й роман – «Мальчики с бантиками». Это был единственный роман, созданный специально для детей, мало того – это также было единственное произведение писателя, которое, в отличие от всех других, просто не за что было критиковать.
Когда началась блокада Ленинграда немцами, Вале Пикулю не было еще и 14 лет. Отец ушел на войну и в 1942-м погиб в битве за Сталинград. Валентина с матерью зимой эвакуировали из блокадного города в Архангельск, и почти сразу же после этого он записался добровольцем (вернее просто сбежал) в школу юнг ВМФ СССР, которая размещалась на Соловецких островах в Белом море недалеко от Архангельска. Именно об этом периоде Пикуль и написал свой «роман воспоминаний», причем сразу же писал его именно для детей.
События которой воскрешают годы боевой флотской юности 1942–1945 годов, когда Валентин обучался в Школе юнг на Соловках и воевал на эсминце «Грозный», сначала рулевым, а потом штурманским электриком.
Автор выступает в повести в роли главного героя под именем Савки Огурцова.
Выучившись за год на рулевого-сигнальщика, он до самого конца войны прослужил на Северном флоте на эсминце «Грозный», причем войну окончил на должности командира боевого поста, хотя до звания матроса так и не дослужился. Зато он имел боевую медаль «За оборону Советского Заполярья», что позволило ему без проблем поступить в военно-морское училище в Ленинграде.
По 12 часов в сутки, наравне с взрослыми, Пикуль нёс службу в гиропосту, выдавая истинный курс кораблю. В 16 лет своей жизни Валентин стал командиром боевого поста, докладывая мостику:
— БП II БЧ I к бою готов!
«Юнга Северного флота…» Пикуль гордился этим званием и тем, что в самые трудные для нашей Родины дни он внёс свой маленький вклад в нашу общую победу.

В цикл "Исторические миниатюры" входит 129 рассказов-эссе
Эпохи в миниатюрах
Историческими миниатюрами» В.Пикуль называет небольшие рассказы о деятелях русской истории, начиная с XVI века и до кануна Великой Октябрьской социалистической революции. К этому жанру писатель обращался неоднократно на протяжении всего своего творчества. Герои «миниатюр» — воины, строители, мореплаватели, ученые, мыслители, дипломаты – все те, кто присовокупил славу Отечеству.
Для меня, автора, каждая миниатюра – это тот же исторический роман, только спрессованный до самого малого количества страниц. Писание миниатюр – процесс утомительный, берущий много времени и немало кропотливого труда.
Собрав свои миниатюры под одной обложкой, я не желал бы представить перед читателем только героику нашего прошлого, ибо в жизни не все люди герои; картина былой жизни была бы однобокой и неполной, если бы я не отразил и людей, живших не ради свершения подвигов, а… просто живших.

Валентин Пикуль

Каждая миниатюра — это мгновение остановившегося движения истории: в ней не только судьба персонажа, его жизнь и радость бытия, но и частица собственной жизни писателя, ибо, «пропуская» через себя миниатюру, он отдавал герою и свои чувства: любовь или ненависть, добро и щедрость, душу и сердце.
По романам Валентина Пикуля
Экранизации
Юнга Северного флота (1973), фильм
Моонзунд - СССР (1987) - 2 серии
Бульварный роман (1995) - фильм
Баязет (2003) - телесериал, 12 серий
Богатство (2004) - телесериал, 12 серий
Конвой PQ-17 - Россия (2005) - телесериал, 8 серий
Фаворит (2005) - телесериал, 8 серий
Пером и шпагой - Россия (2007) - телесериал, 12 серий
Валентина Пикуля не стало 16 июля 1990 года. После его смерти была найдена книга с надписью: «Когда я умру — эта книга достанется кому-нибудь, и он подумает, зачем я интересовался подобными предметами? В том-то и дело, что, благодаря разносторонности интересов, я и стал писателем. Хотя при жизни я так никогда не называл себя, предпочитая более скромное слово — «литератор». Я имел образов[ание] всего 5 кл[ассов], а воевал с 14 лет жизни, и все, что я приобрел впоследствии, я приобрел от страстной, почти фантастической любви к познаниям. Сейчас мне 31 год, у меня сделаны два романа, задумано еще четыре. Писал это Пикуль Валентин Саввич, русский, родился 13 июля 1928 года, умер 13 июля 19…»
До сих пор нет однозначной оценки творчества Валентина Пикуля. Его обвиняли в исторических неточностях, вольной трактовке событий. Писатель и не спорил с этим утверждением, не считал себя историком. Он отличался тем, что показывал не хрестоматийный идеальный образ исторических личностей, а раскрывал их характер через обычные человеческие достоинства и недостатки. И этим он пробуждал неподдельный интерес к родной истории у своих читателей. Уже при жизни писателя общий тираж его книг, исключая журналы и зарубежные издания, составил примерно 20 млн экз., а на 2007 год в картотеке автора числится более 500 библиографических единиц (изданий книг), включая семь изданий собраний сочинений (четыре из них — 28-томники) суммарным тиражом полмиллиарда экземпляров.
В 1996 году В. Пикуля посмертно избрали действительным членом Петровской академии наук и искусств, а в 1998 г. (к 70-летию со дня рождения) по обращению бывшего начальника Центрального военно-морского музея капитана 1 ранга Е. Н. Корчагина имя Пикуля было занесено в листы памяти Золотой Книги Санкт-Петербурга. В далеких космических мирах летает планета Пикулия, открытая в 1982 году. Так что пусть в другом обличии, но Валентин Саввич живет с нами.
Примите это издание о жизни и творчестве писателя как приглашение к раздумью над далеко не познанной глыбой, имя которой - ВАЛЕНТИН ПИКУЛЬ...

Антонина Пикуль


Пикуль, Антонина Ильинична. Жизнь и творчество Валентина Пикуля в фотографиях и документах / Антонина Пикуль. - Москва : Вече, 2018. - 255 с. : фот.

Антонина Пикуль, которую сам писатель называл своим первым читателем, первым редактором, первым критиком, на протяжении всей их совместной жизни наиболее интересные события и наблюдения заносила "на память" в дневник. В этом издании читатель узнает, как создавались крупнейшие романы последнего десятилетия жизни Валентина Саввича Пикуля, сколько душевных сил он вкладывал в свои творения, каким был Пикуль - человек, писатель, друг.

В Центральной городской библиотеке им. А. Грина и ее библиотеках-филиалах МКУК "ЦБС"
Центральная городская библиотека им. А. Грина
г. Феодосия, ул. Кирова, 2
Лонгрид подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website