Спутники приезжего
Феодосия в путеводителях раритетных и современных
История появления путеводителя как жанра восходит к античным, так называем, дорожникам. Но создавались не только такие произведения. Были и описания известных открытий, и заметки торговцев, и литературно-художественные произведения, которые строились по принципу путеводителя. Путеводитель, прежде всего, связан с перемещениями, путешествиями людей.
Одна из первых книг, построенная по принципу путеводителя, "Описание Эллады" древнегреческого историка Павсания. Здесь он подробно описывает области и города Древней Греции, делая особый акцент на достопримечательностях. В его книге точно и очень емко составлены описания всех памятников когда-то великой страны.
Путеводители для светских путешественников начали появляться в XVII веке, а особое распространение получили в XVIII-XIX веках. Это явление, прежде всего, связано с распространением массового туризма.
Соответственно, зародился и коммерческий спрос на универсальный справочник, который заменил собой множество книг - исторических и путевых очерков и прочих сочинений, ранее читавшихся образованными путешественниками при подготовке к поездке. Вторым фактором в потребности путеводителей можно назвать развитие курортов, которые нуждались в рекламе.
Путеводитель - это "книга с информацией о месте, предназначенная для использования посетителями или туристами". Обычно она включает информацию о достопримечательностях, жилье, ресторанах, транспорте и мероприятиях. Часто в него включаются карты различной детализации, а также историческая и культурная информация. Существуют различные виды путеводителей, посвященных различным аспектам путешествий, от приключений до отдыха, или предназначенных для путешественников с разным доходом.
К брегам полуденной Тавриды
Столицей Восточного Крыма считалась Феодосия — генуэзская Каффа, богатая своей драматической историей.
Начиная с 1783 года полуостров становится доступным для западноевропейских вояжеров, которые не только приезжали сюда как туристы, но и как исследователи, которые собирали информацию об изученной местности. В России и Западной Европе стали появляться книги с историческим, топографическим и этнографическим описанием Крыма. Большинство из них можно причислить к роду путеводителей, хотя они и не имели такого названия. Все они написаны, так или иначе, в форме описания путешествия в Крым.

В конце ХVIII - начале ХIХ века в Европе, особенно в Англии, возник новый тип путешественников — "настоящих туристов», не обремененные материальными проблемами. Они приятно проводили время за пределами своей страны, увлеченно изучая руины романтических замков и созерцая живописные пейзажи. Как правило, они посещали Францию, Грецию и Италию, совершая так называемый «Грандиозный тур», что считалось в обществе признаком хорошего тона и интеллигентных потребностей. С присоединением Крыма к России в 1783 году Таврида также вошла в список «Грандиозного Тура».


Путешествия в Феодосию : Записки 1769-1904 годов / Сост., републикация и примеч. П. Коньков. - Феодосия : Коктебель, 2002. - 36 с. : ил. - (Библиотека альманаха "Крымский альбом"; вып. 9)
В сборник вошло семь очерков 1769-1904 годов о Феодосии, Большинство из них записки путешественников. :
Н. Клееман. Кафа. страницы "Путешествия из Вены в Белград и Новую Килию... и во весь Крым в 1769 году"
В. Зуев. "Из "Путешественных записок от Санкт-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 годах"
Г. Гераков. Из "Путевых записок по многим российским губерниям"
Л. Колли. О судьбе некоторых исторических зданий в Старом Крыму и Феодосии (Фрагмент)
Ф. Вигель. Феодосия. Страницы "Записок"
А. Афанасьев-Чужбинский. Срейда и вблизи. Из "Дорожных записок"
Путник (Н. Лейдер). Феодосия и Айвазовский. Из книги "Черное море и Кавказ. Очерки Южного моря и Юга России"
Их глазами мы можем взглянуть на древний град, его постройки, памятники, достопримечательности и людей того патриархального времени.

«Клееманово путешествие из Вены в Белград и Новую Килию; Також в земли буджатских и нагайских татар и во весь Крым… С приобщением описания достопамятностей крымских. Переведенное с немецкого на французский, а с онаго на российский язык Государственной военной коллегии секретарем Иваном Одинцовым» (Спб., 1783).

В 1873 г. в Санкт-Петербурге вышла книга немецкого путешественника Николауса Эрнеста Клемана (1736-1801 гг.) с многообещающим для любителей истории названием – «Путешествие из Вены через Белград до Новой Килии; по Буджацкой Татарии, через Каушан, Бендер; Через Ногайскую Татарию В Крым, Затем Из Каффы В Константинополь, в Смирну и через Архипелаг в Триест и Вену, в 1768, 1769 И 1770 годы, наряду с приложением особенных достопримечательностей Крымской Татарии, в Письмах к Другу". Длилось путешествие без малого три года – с 1768 по 1770 г. Помимо придунайских стран и городов автор посетил также «земли буджатских и нагайских татар и весь Крым».

В книге достаточно подробно представлены географические сведения, описания культуры и быта народов, населявших придунайские территории. Кстати, сначала написана она была на родном для автора немецком языке, затем переведена на французский и уж только потом – на русский язык. Автором перевода выступил секретарь Государственной российской военной коллегии Иван Одинцов. Это был один из первых путеводителей по дунайскому бассейну, изданных на русском языке.

Пятинедельное пребывание в Кафе подало мне случай узнать сей город, о коем я здесь сделаю короткое описание. Оный есть столица Крымская, и татары называют Ярим стамбул, то есть: половина Константинополя. Положение его и пространство даст ему мало права к такому названию.

Николаус Эрнст Клееман

Карта Крыма из Дневника путешествия (Tagebuch der Reisen) 1773. KLEEMANN, Nikolaus Ernst (1736-1801)
Поездка на Крымский полуостров накануне его присоединения была делом большого политического значения. Светлейший князь Таврический Григорий Потемкин полагал необходимым скорейшее приведение в известность всех ресурсов Крыма, для чего посылал туда ученых, картографов, строителей, знатоков торгового и мореплавательного дела. Экспедиция Зуева однако не встретила поощрения со стороны большинства академиков. Многие считали подобные предприятия вздорными и не признавали «таковой нужды в физических экспедициях». Академик Румовский требовал взамен столь дорого стоящей поездки средств на астрономические наблюдения. Натуралист, академик Котельников, тоже находил, что полезнее было бы ставить задачи более ограниченные. Он и некоторые другие академики остались при своем мнении при обсуждении «наставления» и сметы на поездку, и, хотя экспедицию утвердили, было ясно, что ей будут чинить препятствия, и на живую помощь Академии рассчитывать Зуеву не приходится.

Зуев, Василий Федорович (1754-1794). Путешественныя записки Василья Зуева от С. Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году. - В Санктпетербурге : При Императорской Академии наук, 1787. - [2], 273, [1] c., 10 л. ил., пл.

Весной 1781 года, по инициативе директора Академии наук Сергея Герасимовича Домашнева была организована экспедиция в Северное Причерноморье. 3 мая 1781 года руководителем становится адъюнкт Василий Федорович Зуев (1752–1794). Позже он одним из первых предложил очерк прошлого и настоящего Тавриды с описанием населенных пунктов, обычаев народов и памятников истории и культуры. В одном из писем в С.-Петербург Василий Фёдорович так представлял свой маршрут путешествия по Крыму: морем до Каффы, оттуда в Керчь и Еникале; переправившись через Босфор Киммерийский, посетить Тамань; затем опять Керчь-Арбат-Судак; переехав через горы Кавасбазар-Бахчисарай-Инкерман-Кезлев-Прекоп-Херсон. Зуев рассчитывал выехать в январе 1782 года, провести в Крыму весну и лето и осенью вернуться в С.-Петербург. Он смог выехать только 12 апреля 1782 г., взяв с собой рисовальщика Степана Бородулина.

При нынешнем хане Шагин – Гирее резиденцией сделан город Кефа или древняя генуэзская Феодосия, которая у генуэзцев не более был как приморский торговый город, от столицы Эски – Крыма, или как думают Cimmerium в древности называвшегося, в 15 верстах расстоянием. Кафа, нынешняя резиденция, стоит на берегу пространного залива из Чёрного моря. Положение её простирается по косогору, и занесено строением весьма пространно.
Кругом обнесена каменною стеною с башнями и глубоким рвом, камнем внутри устланным. По обоим же концам города по берегу сделаны были прежде замки для защищения города... 

В. Ф. Зуев.  Путешественныя записки от С. Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году

Гераков, Гавриил Васильевич (1775-1838).    Путевые записки по многим российским губерниям 1820 / [Соч.] Статскаго советника Гавриила Геракова. - Санкт-Петербург : тип. Имп. Воспитат. дома, 1828. - [6], 172 с. ; 20. - В части тиража имеется общая обл. с загл.: Путевые записки по многим российским губерниям и Продолжение оных. 1820 и 1821. Ч. 1 и 2 .

Гавриил Васильевич Гераков (1775 – 1838) – писатель и преподаватель истории. По происхождению грек, родился в Москве, воспитывался в Гимназии для чужестранных единоверцев в Петербурге, которую окончил с золотой медалью. В 1797-1809 преподавал историю в 1-м Кадетском корпусе. Автор патриотической книги «Твердость духа некоторых россиян» (Спб, 1803), побудившей скульптора И. П. Мартоса к созданию памятника Минину и Пожарскому. Адресат многочисленных эпиграмм из-за сочинений, посвященных русской истории, пронизанных православно-патриотическими чувствами.

25 Июля нынешнего года, скопившаяся на горах от дождей вода, так быстро потекла чрез карантин, что в стенах Генуэзских прорвалась, и наводнила карантин выше двух аршин; много поврежденного, и трех человек спящих снесла вода в Черное море; на другой день нашли их бездыханными; помощник Инспектора карантина, Гирс, благородного обращения, и прочие чиновники учтивы и порядочны. Ходили по булевару без дерев, по берегу Черного моря; на сем месте, говорили мне, были древние стены; начальник бывший в Кефе, Г. Ф. сломал, и сделал гулянье, по которому гладко ходить, но так жарко, что ни кого не встретишь; когда посадят деревья, чтоб тень была, тогда будет хорошо. Жителей считается более четырех тысяч. Жар сего дня был нестерпим, и потому мы бросились в Черное море и – несколько прохладились; думали обедать дома, но – по сильным убеждениям, согласились разделишь трапезу нового Градоначальника Г. П – го, который три раза приезжал к нам; – после обеда, на шлюбке Градоначальника ездили к Броневскому, бывшему Градоначальнику здесь. Он живет как пустынник, и – руками своими возделывая сад свой – кормится; отличный человек!

Гавриил Гераков. Из "Путевых записок..."

Дом градоначальника Броневского

Колли Л. П. О судьбе некоторых исторических зданий в старом крыму и Феодосии // Известия Таврической Ученой архивной Комиссии. - Симферополь. - 1903. - № 35.

Людвик Петрович Колли - крымский краевед, ученый, известный в отечественной медиевистике и археологии. Француз швейцарского происхождения, он приехал в Россию в молодом возрасте, и здесь нашел свою вторую родину.

В Феодосии он прожил почти сорок лет (с 1879 года), из которых три десятка отдал педагогической деятельности, где и умер, оставив по себе добрую память. 

Еще в бытность преподавателем гимназии, он по предложению Одесского Общества заменил О.Ф. Ретовского на посту заведующего Феодосийским музеем древностей. В июне 1900 г. состоялась передача музейной коллекции Колли. С этого времени он посвящает свою жизнь музею, охране памятников истории и культуры, научным занятиям. На этом посту он оставался до самой смерти - в 1917 г.

С 1901 г. – член Таврической ученой архивной комиссии, с 1914 г. – Лигурийского общества истории отечества.

В 1887 в Крыму была учреждена Таврическая Ученая Архивная Комиссия, ставившая перед собой задачу охраны древностей, сбор археографических и иных памятников, отражающих историю губернии. Комиссия систематически выпускала Известия ТУАК. Это издание прославилось серией блестящих статей Людовика Петровича Колли, посвященных Каффе и до сих пор не потерявших значения для науки.

"Дом, в котором, на пути в Таганрог, останавливался и два месяца жил в Феодосии Государь Император Александр I Благословенный, принадлежал с начала XIX столетия частному, а теперь неизвестному лицу. Этот дом приобрел в 1830 году Григорий Сергеевич Кушников. Семейство Кушниковых принадлежало в продолжение 3-х столетий к дворянству Казанской губернии… В доме Кушниковых жил два месяца Император Александр I. В большом зале этого дома, с выходом под мезонином прямо на улицу, на против городского сада, Его Величество соизволил принимать представителей города и уезда, депутации от дворянства, и т.п. ".
Л. Колли
"В Феодосии существует большое здание, с которым связано воспоминание о пребывании в нем царствующей особы. Это дом купца из караимов И.И. Хаджы На углу Екатерининской площади, рядом со зданием государственного банка, стоит гауптвахта, принадлежащая инженерному ведомству и в свое время, т.е. более 100 лет тому назад составлявшая одну из главных частей большого здания, где 27 мая 1787 года остановилась Всероссийская Императрица Екатерина II. С того дня здание это у жителей Феодосии носит громкое название ”Екатерининский дворец”". Л. Колли
Л. Колли
Екатерининский дворец (Дом Хаджи). 1912 год. Здание не сохранилось

Вигель, Филипп Филиппович (1786-1856). Записки Филипа Филипровича Вигеля. - Изд. "Рус. арх." (доп. с подл. рукописи). Ч. 1-7. -Москва : Унив. тип., 1891-1893. -7 т.

Филипп Филиппович Вигель (1786 — 1856) — один из самых знаменитых русских мемуаристов, знакомый Пушкина, член Арзамасского кружка, автор широко известных и популярных в XIX веке «Записок» (полное издание в семи частях, 1892). В обществе этому человеку давали самые разные характеристики, многие считали его человеком малоприятным, отличавшегося угодничеством к властям, не брезгующего доносительством, даже предательством; вечного завистника, заискивавшего перед сильными мира и притеснявшего слабых; человека умного, ехидного, наблюдательного, но как-то «криво поставленного» в жизни,– с развращенной душой, неудовлетворенными амбициями, бесконечно циничного. 

В 1826 году Ф. Вигеля назначили на новую должность: он стал Керчь-Еникальским градоначальником в Таврической губернии. Здесь чиновник повел себя таким образом, что, в конечном счете, был отозван с должности. Однако времени даром он в Керчи не терял. Изнывая в Керчи «от скуки», Ф. Вигель потянулся к древней истории Тавриды. 

О его литературном труде отзывались обычно с похвалой. Однако еще Вяземский предупреждал о необходимости осторожно подходить к этим воспоминаниям: "Записки Вигеля любопытное приобретение для народной и общежитейской литературы. Они писаны умно и довольно художественно <…> Но есть в них важный и недостаток: должно читать, следует доверять им с большой осторожностью".

К чести Филиппа Вигеля нужно признать, что при описании местности, которую он посетил, Вигель превращался в строгого, наблюдательного путешественника, сведения которого становились документальным источником для следующих поколений. 

Свои «Записки» Ф. Вигель читал отрывочно хорошим знакомым, однако не публиковал. Они были изданы уже после его смерти в 1866 году в виде трехтомного труда, а в 1892 году — в наиболее полном, семитомном варианте.

Непростительно бы было, посетив хотя на минуту некогда великолепную, богатую Кафу, умолчать о нынешнем её состоянии... Проехав древнюю башню, местами поврежденную, но еще твердо стоящую, подле которой застава, въезжаешь в улицу не европейскую, и не азиатскую, а новорусскую, широкую, правильную, прямую с двух и трехэтажными домами, совершенно по образцу тех, кои находишь в наших великороссийских губернских городах. С левой её стороны сперва тянется на небольшом пространстве широкой с сухими деревьями бульвар, и о него как бы разбиваются морские волны. С правой идут параллельно еще две регулярные улицы только с низкими домами. Всё это вместе на конце упирается в высокую гору, которая становится поперек и с этой стороны никому не дает выезда. Вне города нет ни малейших следов прежде бывших строений; сим доказывается, что прежняя Каффа с своими двумястами тысяч жителей теснилась на том самом только месте, которое занимает нынешняя Феодосия.

Ф. Ф. Вигель. Записки. Часть 7

Афанасьев-Чужбинский, Александр Степанович (1816-1875). Из дорожных записок (1860)

Коллежский секретарь, титулярный советник Афанасьев-Чужбинский Александр Степанович (17.02.1817 — 6.09.1875) - беллетрист и этнограф, путешественник и публицист, писавший под псевдонимом Чужбинского Свободно владел польским и французским языками, занимался переводами. Стихи писал по-украински, остальное - по-русски. Известность Афанасьева значительно возросла, когда в 1856 году, по почину Великого Князя Константина Николаевича, он был послан, в числе других литераторов, на казенный счет, для изучения и описания нравов, обычаев и занятий приморских и приречных жителей в России. Наиболее полно литературное наследие представлено в девятитомном собрании сочинений, изданном в Петербурге в 1890-1892 годах.

Александр Степанович дважды побывал в Феодосии. Его впечатления впервые были опубликованы под названием "Дорожные записки" в журнале "Русское слово" в номерах 1 и 4, в 1860 году. 

«Русское слово» — одно из самых ярких демократических изданий 60-х годов ХIХ века. Журнал, выходивший в течение шести лет, пользовался большим авторитетом у передового читателя. По всем основным проблемам общественно-политической жизни в период своего расцвета (1863—1865 гг.) «Русское слово», хотя и не всегда последовательно, но страстно и самоотверженно, отстаивало революционно-демократические позиции. 

Недалеко от Европейской гостиницы стоит какое-то небольшое старинное здание с заколоченными окнами, у двери которого положены каменные львы, довольно пострадавшие от времени. Это музей древностей.... Вам известно, что в Феодосии родина знаменитого нашего Айвазовского, которого, к сожалению, я уже не застал в городе по причине отъезда его в столицу. Здесь же поселился и ученый брат его, архимандрит Гавриил, который управляет нахичевано-бессарабской армянской епархией, человек, обладающий многосторонними познаниями и издававший армянский журнал в Париже. Он уговорил богатого нахичеванского купца Халыбова основать в Феодосии училище на степени гимназии и, когда дело было решено, испросил дозволения издавать на армянском, русском и французском языках журнал «Радуга», для которого и учреждена типография.

А. С. Афанасьев-Чужбинский. Из "Дорожных записок" (1860)

Лендер, Николай Николаевич (1864-не ранее 1924). Черное море и Кавказ; Волжские картинки : Очерки юж. моря и Юга России / Путник (Н. Лендер) [псевд.]. - Санкт-Петербург : А.С. Суворин, 1900. - [2], IV, II, 243 с.

Николай Николаевич Лендер (настоящая фамилия Рейхельт) (1864 -1924) - журналист, беллетрист, этнограф, путешественник. Сотрудник газеты «Новое время».

Онн подробно изучал быт и промышленность Новороссии, Бессарабии, Крыма и Кавказа. В 1890-х гг. вышли две его книги «По Черному морю» и «Черное море и Кавказ». На протяжении 20 лет Лендер редактировал ежегодник «Путеводитель по Черному и Средиземным морям». Так же Лендер опубликовал целый ряд статей, повестей, рассказов и очерков по вопросам морского быта и мореплаванию в «Новом «Историческом вестнике», «Ниве», «Европейской жизни», «Природа и люди». Повести и рассказы Лендера под названием «Рассказы Путника» были отдельно изданы в 1902 г. А. С. Сувориным (его дача стала визитной карточкой Феодосии в конце ХIХ века, использована в качестве заголовка этого лонгрида). Другие работы Лендера были опубликованы Сувориным в 1906 году в книге «Потревоженная Россия». В том же году он стал членом партии октябристов, затем был одним из представителей печати при Государственном совете.

С 1908 г. редактор иллюстрированного журнала «Европейская жизнь» «Всеобщего иллюстрированного путеводителя».

Крошечная, тихая, уединенная Феодосия до 1890 года ровно ничем не выдавалась, и никто не думал, что ей суждена широкая будущность...
Первое что бросается в глаза при подходе парохода к Феодосии - это феодосийский карантин с его старинными, вековыми зданиями и с красующимися на берегу живописными генуэзскими руинами...
За карантином пароход входит в Феодосийский порт. Феодосия с ее новым пором делается маленькой Одессой...

Путник (Н. Лендер). Черное море и Кавказ. Очерки Южного моря и Юга России

Путешественников в Крым влекли три вещи: природа, древности и этнографическая экзотика. Россия в 1783 году присоединила, по сути, кусочек Средиземноморья с теплым морем, живописными горами, водопадами и т. д. — всем тем, что было в диковинку жителям среднерусских равнин. Это к тому же была земля с седой историей, с многочисленными античными и средневековыми памятниками, возбуждавшими интерес в среде образованной публики, наконец, в это время Крым был совершенно «восточной» страной. «Я столько же здесь иностранец, как был бы в Тунисе или между кафров», — пишет Сумароков. Полуостров населяли главным образом представители народов Востока — татары, караимы, крымчаки, греки, быт и поэзия которых также вызывали любопытство русского вестернизированного света.
Два крымских путевых дневника Павла Сумарокова обрели счастливую судьбу и востребованы по сей день
Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году, / Павлом Сумароковым. ; С историческим и топографическим описанием всех тех мест. - Москва : Унив. тип., у Ридигера и Клаудия, 1800. - [8], 238 с. ; 8°. - СК XVIII

Павел Иванович Сумароков (1767-1846) – высокопоставленный российский чиновник, писатель, сенатор, член Российской Академии наук. В 1807-1812 гг. был губернатором Витебской, а в 1812-1815 гг. Новгородской губерний. По служебным делам совершил две поездки в Крым. Первую в 1799 году с целью оценки перспектив развития южных регионов Российской империи.

Этнографические, экономические и исторические заметки, сделанные П.И. Сумароковым во время этой поездки, были изданы под названием «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году. С историческим и топографическим описанием всех тех мест». Второй раз он побывал на полуострове в 1802-1803 гг. в качестве члена комиссии по рассмотрению земельных споров. По итогам этой командировки он опубликовал двухтомные «Досуги крымского судьи или Второе путешествие в Тавриду», снабженные 58 иллюстрациями, схемами и картами.

Сумарокова «сопро­вождал художник де Палдо, по рисункам которого известные граверы того времени (Колпачников, Евсеев, Казачинский) выполнили серию гравюр с вида­ми Крыма, сценами из народного быта и картами.

Читать в НЭБ
Сумароков, П. И. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году / П. И. Сумароков ; предисл. коммент.Т. М. Фадеевой. - Симферополь : Бизнес-Информ, 2012. - 207 с. : ил.

Переиздание литературного памятника – книга Павла Ивановича Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 г.», увидевшей свет в 1800 г. и с тех пор не переиздававшейся.

Издала книгу Московская Университетская типография Ридигера и Клаудия. Это первое путешествие писателя, сенатора и члена Российской академии наук П.И. Сумарокова носило краткий и ознакомительный характер. При этом сочинение содержало исторические и топографические описания мест Крыма и Бессарабии. Книга, насчитывающая 246 страниц, была небольшого формата и не имела иллюстраций. До переиздания, осуществленного Симферопольским издательством "Бизнес-Информ" в 2012 г., "Путешествие..." считалось библиографической редкостью. Сегодня крымские дневники Павла Сумарокова на мировом антикварном букинистическом рынке относят к классу раритетов третьей степени редкости.

Предисловие и комментарии к переизданию 2012 года сделала Татьяна Михайловна Фадеева - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН (ИНИОН РАН - Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук), автор серии книг о Крыме. 

...Ныне в Кафе считается до ста небольших только и худо построенных домиков, и обитатели оного суть вновь пришлые уже греки, армяне и жиды караимы, но ни одного татарина в нем не находится, ибо старожилы все удалились внутрь Крыма, другие же и совсем его оставили.

П. И. Сумароков. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году

П. И. Сумароков, «Досуги крымского судьи или Второе путешествие в Тавриду», Ч. 1-2. СПб., 1803–1805. Рисунок 13 ко 2-й части «Второго путешествия в Тавриду» П.И. Сумарокова (1805)
Путешественникам было что посмотреть в Феодосии, еще сохранявшем остатки былого величия. Почти все путешественники отмечают европейско-средиземноморский характер города, отличавший его как от татарских поселений, так и от городов русской постройки. «В этом городе, — отмечают спутники Демидова, — есть целая улица, идущая параллельно с морским берегом и имеющая физиономию совершенно итальянскую: все домы в ней снабжены аркадами, точно такими же, как в Болонье... собственно город и теперь еще такой же, каким был при генуэзцах». Монтандон сообщает, что «широкие и прочные крепостные стены, построенные из тесаного камня генуэзцами, а также башни и батареи, защищавшие город, очень повреждены; во многих местах они вовсе исчезли, и из всех древних памятников, которые заполняли середину города еще лет 20 тому назад, осталась только одна башня, довольно хорошо сохранившаяся». В Феодосии был открыт первый в Крыму и второй на юге России музей, это произошло еще в 1811 году. Его собрание пользовалась успехом у туристов.
Генуэзцы, избрав выгодное приморское место (невдалеке от того, где была древняя Феодосия) при древнем же урочище, именовавшемся Кафа, положили основание селению того же имени. И Кафа до того времени ничтожное пристанище рыболовов, вскоре оправдала древнее сове название Феодосии - Божий дар.

Н. Мурзакевич. История генуэзских поселений в Крыму 

Мурзакевич Николай Никифорович (1806-1883)

История генуэзских поселений в Крыму. Составлена Николаем Мурзакевичем, д. Членом Московского общества истории и древ­ностей Российских. Одесса: В Городской типографии, 1837

Значительный вклад в развитие исторической науки и археологических изысканий Юга России сделал выдающийся исследователь, активно занимавшийся вопросами изучения крымских древностей - Николай Никифорович Мурзакевич. Долгие годы своей жизни он отдал на службу Одесскому обществу истории и древностей, являлся секретарем и вице-президентом общества. Огромные усилия Н.Н. Мурзакевич прилагал в деле сохранения памятников крымской старины и формирования музейных собраний на полуострове. В 1838 г. Н.Н. Мурзакевич в Москве защищает магистерскую диссертацию, посвященную истории генуэзский владений в Крыму. И после защиты становится профессором, а с 1853 г. и директором Ришельевского лицея. 

В 1836 году по инициативе генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова было решено: "Собрать все учёные сведения о вверенном его управлению крае. И подробно изложить 213-летнее пребывание генуэзцев в Крыму… За исполнение данного труда взялся сын священника, исследователь отечественной истории Николай Никифорович Мурзакевич.

В 1860-1870-е годы Н. Мурзакевич передал в дар библиотеке феодосийского музея древностей несколько десятков европейских и отечественных научных изданий, лично занимался устройством экспозиции музея после его переезда в 1871 году в новое здание на горе Митридат.

Читать (НЭБ)

Мурзакевич, Николай Никифорович. История генуэзских поселений в Крыму / Николай Мурзакевич. - Феодосия : Арт Лайф, 2012. - 103 с. : ил ; 21 см. - (Историческое наследие).

"История генуэзских поселений в Крыму" Н. Мурзакевича переиздана в Феодосии издательством Арт Лайф в 2012 году тиражом 1000 экз. в серии "Историческое наследие" - в полном соответствии изданию 1937 года. Подлинный текст предоставил Феодосийский музей древностей - уникальный рукописный экземпляр, преподнесенный когда-то музею автором.

Мурзакевич рассказывает о власти, законах и обычаях Кафы; о взаимоотношениях Кафы и генуэзского правительства, о торговых связях, торговой политике, налогах, разнообразных товарах, доставлявших генуэзцам несметные богатства. Подробно описываются причины и обстоятельства гибели Кафы, а затем всех генуэзских владений под ударами турок в 1475 г. Внимательному читателю предстоит работа с другими материалами на эту тему, так как некоторые даты в книге не совпадают с современными источниками.

Демидов, Анатолий Николаевич (1812-1870). Путешествие в Южную Россию и Крым, через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 году, Анатолием Демидовым, членом Императорской Санктпетербургской Академии наук и искусств, Императорского С.-Петербургского университета, и академий Парижской, Мюнхенской и Стокгольмской : Изд., украш. рис. Раффе. - Москва : тип. Александра Семена, 1853.

Анатолий Николаевич Демидов - представитель знаменитого в России рода уральских горнозаводчиков, - путешественник, исследователь Южной России и Крыма. Такие качества, как напористость и энергичность, составляют основу его характера - страстного и безудержного ко всему новому и неизведанному. Именно это в сочетании с амбициозностью и целеустремлённостью выгодно отличают его из общего числа путешественников, посетивших наш полуостров в I половине XIX ст.

Демидов и его спутник проехали Массандру, Ай-Даниль, достигли Симферополя - «главного города Крыма, где сосредоточено управление всей областью». Затем была Феодосия - «город генуэзцев и татар», запавшая в память странным сочетанием «совершенно италианской наружности, напоминающей Болонью», с сохранившимися «следами мусульманского быта».

Читать (НЭБ)

Петрова, Элеонора Борисовна. Крымские путешествия: Н. Н. Мурзакевич, А. Н. Демидов : (к 200-летнему юбилею Н. В. Гоголя) / Элеонора Петрова, Татьяна Прохорова. - Симферополь : Бизнес-Информ, 2011. - 328 с. : цв. ил.    

В 2011 году наследие двух исследователей - Мурзакевича и Демидова были переизданы. В книге представлены тексты и комментарии к ним сочинений Н. Н. Мурзакевича "Поездка в Крым в 1836 году" и А. Н. Демидова "Путешествие в Южную Россию и Крым, через Венгрию, Валахию и молдавию, совершенное в 1837 году. На обложке - портрет А. Н. Демидова на коне (1831-1852 гг.) кисти К. П. Брюллова.

Один из авторов книги - Элеонора Борисовна Петрова - добрый друг Центральной городской библиотеки им. А. Грина, доктор исторических наук, профессор кафедры истории древнего мира и средних веков исторического факультета Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И.Вернадского (Симферополь), автор книг, многие из которых она передала в дар библиотеке им. А. Грина.

Феодосия слывет городом весьма приятным.

А. Н. Демидов Путешествие в Южную Россию и Крым

Рисунок из книги Демидова А. Н. Путешествие в Южную Россию и Крым

«Атлас рисунков и чертежей» — приложение к шеститомному сочинению Ф. Дюбуа де Монперё «Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Колхиду, Грузию, Армению и в Крым». - Париж, 1843

Швейцарский ученый Фредерик Дюбуа де Монпере, заручившись поддержкой российского правительства, на собственные средства совершил поездку в Южную Россию, Крым и на Кавказ в 1831-34 гг.
По ее итогам он издал шеститомное сочинение «Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Колхиду, Грузию, Армению и в Крым» с приложением атласа рисунков и чертежей из 168 литографированных листов. Атлас вышел в свет при финансовой помощи русского правительства и лично императора Николая I, посвящением которому открывается издание.
Атлас состоит из шести частей. Первая – географическая, включает 21 карту Черноморского региона, планы древних крепостей и городов. Вторая – живописная, стоит из 65 пейзажных видов. В третьей части на 23 листах представлены памятники архитектуры. Четвертая – археологическая, состоит из 33 листов зарисовок античных ваз, терракотовых изделий, статуй, гробниц, барельефов, надписей. Наконец, в пятой – географической, части содержатся карты, схемы и геологические разрезы (26 листов).
Созданный по итогам путешествия труд издавался в Париже и Невшателе (Швейцария) до сих пор высоко ценится специалистами в области истории и археологии Причерноморья и Кавказа. 
Читать (НЭБ)
Дюбуа де Монпере, Фредерик. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Грузию, Армению и в Крым : в 6 т. (Париж, 1843), т. 5, 6 / Ф. Дюбуа де Монпере ; Пер. с фр., предисл. и примеч. Т. М. Фадеева. - Симферополь : Бизнес-Информ, 2009. - 328 с. : ил. - (Старинный путеводитель).

Дюбуа де Монпере происходил из обедневшего дворянского рода; отец его занимался торговлей кружевами, а дед был художником по эмали, который работал по приглашению испанского двора. Видимо, отсюда одаренность Дюбуа де Монпере в области рисунка и графики, позволившая ему выполнить огромную работу по зарисовке всех достопримечательностей своих путешествий. Он изучал главным образом южную Россию — Крым, Кавказ и Закавказье, которым посвящено его фундаментальное произведение.

Его "Путешествие по Кавказу и Крыму" получило самые лестные знаки отличия со стороны географических обществ Парижа (Большой приз), Берлина. Лондона и Санкт-Петербурга. Русский император Николай I наградил автора орденом св. Станислава с приложением крупной суммы денег, что позволило опубликовать роскошный "Атлас" рисунков автора в виде литографий, которые особенно ценны тем, что передают не только впечатления художника, но и наблюдения ученого - геолога, археолога, историка. 

В Феодосии Ф. Дюбуа побывал осенью 1832 г. и летом 1834 г. Эту книгу можно уже считать и путеводителем с описанием экскурсий в музеи и указанием путей сообщения между городами Крыма. Например есть главы "Прямая дорога из Керчи в Феодосию", "Обходная дорога из Керчи в Феодосию через Нимфей и Киммерион". Главы, посвященные впечатлениям 1833 года: "Феодосия, или Кафа", Биюк-Джам (главная церковь-мечеть Феодосии) и большие бани", "Церкви католическая и армянская" и "Феодосийский музей". 

Издание 2009 года является первой публикацией перевода двух, посвященных Крыму, томов его 6-томного сочинения, причем впервые в сопровождении литографий самого автора, ранее практически не публиковавшихся.

Справа на моем рисунке тянется морское побережье, представляющее собой сплошной пляж, и заселенная часть обширного пространства, охваченного городскими стенами...

Фредерик Дюуа де Монпере. Путешествие... в Крым

До 30-х годов ХIХ века ни специальных доступных путешественникам географических карт, ни путеводителей не было. Вояжировать по Крыму отправлялись, вооружившись "Географией" Страбона или обширным трудом П. С. Палласа. Первый путеводитель по Крыму, если не считать книжки, составленной для Императрицы Екатерины II, вышел в 1834 году в Одессе на французском языке. Его автором был швейцарский подданный негоциант К. Монтадон,  который даже прислал экземпляр Александру Пушкину.
Это было весьма квалифицированно написанное произведение, на многие годы ставшее неразлучным спутником путешественников по Крыму.

Монтандон, Ш. Путеводитель путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами и предваренный введением о разных способах переезда из Одессы в Крым : пер. с фр. / Ш. Монтандон ; Сост., подг. текста, вступ. ст. В. В. Орехов. - Киев : Стилос, 2011. - 416 с. : ил. - Алф. указ.: с. 404-409.

Название книги по традиции того времени было обширным: «Путеводитель путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами и предваренный введением о разных способах переезда из Одессы в Крым». Формат книги был небольшой — для удобства ее использования в путешествии. Книга оказалась универсальной. Она включала в себя самый разнообразный материал как об истории и экономике Крыма, его этнической и культурной палитре, о природных феноменах, так и о множестве населенных пунктов, предлагая читателю маршруты, позволяющие в полной мере оценить все достопримечательности полуострова.
Путеводитель Монтандона имеет иллюстрации — литографии, исполненные по рисункам, сделанным с натуры А. Фаццарди), которые были переведены на камень мастером Боккаччини и выгравированы А.Брауном. Литографии эти, очень точно воспроизводящие натуру, виды городов, поселений Крыма, этнографические зарисовки, построены на контрасте светлого и темного, отличаются воздушностью, растушеванностью линий. Они, безусловно, большое достижение этого издания.
В 2011 году в издательстве "Стилос" вышло полное издание на русском языке первого в истории Крыма путеводителя по полуострову, опубликованного в 1834 г. Читателю предлагается результат многолетних трудов переводчиков и комментаторов, которые не просто создали первую полную русскоязычную версию «Путеводителя…», а снабдили книгу уникальными примечаниями, превратив ее тем самым в своеобразную энциклопедию Крыма XIX в.
В Феодосии 4 500 жителей. В новом городе, построенном на развалинах старого, есть довольно ровные улицы и дома, выстроившиеся вдоль набережной; он напоминает маленькие портовые города, которые можно увидеть во Франции и в Италии.

Ш. Монтадон. Путеводитель путешественника по Крыму. Феодосия. - С. 242-244

Вид Феодосии. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, на камень перевел П. Боккаччини, гравировал А.Браун
Сосногорова, Мария Александровна (1820?-1891).

Путеводитель по Крыму для путешественников : С прил. карты Крымского полуострова, алф. указателя и пр. / Сост. М. Сосногорова. - Одесса : тип. Л. Нитче, 1871. - VIII, 371 с., 1 л. карт.; 18.

Писать о красотах и достопримечательностях Крыма Мария Александровна начала рано, отсылая свои очерки в популярные журналы. А в 1871 году издала первый путеводитель под именем Марии Сосногоровой — это буквальный перевод ее девичьей фамилии на русский язык.

Мария Александровна работала с соавторами. Один из них - Григорий Караулов работал с Марией со времени подготовки первого издания. Он имел литературные права на путеводитель, но, как сам писал в предисловии к путеводителю выпуска 1883 г., «желал, чтобы книга была выдана только под одним ее именем или под ее литературным псевдонимом».

Григорий Эммануилович Караулов (1824-1883) — историк литературы и археолог, вся жизнь которого прошла в Крыму. Его «Очерки истории русской литературы» (Феодосия, 1865) считаются одной из первых попыток обобщить явления литературной жизни России.

Читать (НЭБ)

Сосногорова М. А., Караулов Г. Э, Вернер К. А., Головкинский Н. А. Путеводитель по Крыму / Вступ. ст. Е. Бондаренко, И. Риндюк. - Киев : Стилос, 2010. - 416 с. : ил. - Имен. указ.: с. 393-399. - Геогр. указ.: с. 400-412.

Предлагаемое читателю переиздание пятого прижизненного издания автора (1889 г.) под редакцией Н.А. Головкинского и К.А. Вернера содержит как ценные и любопытные сведения по истории, географии, растительному и животному миру, экономике и быту Крыма второй половины XIX века, так и подробные описания достопримечательностей полуострова и возможных туристических маршрутов. 

Пятое издание Путеводителя по Крыму М. Сосногоровой было дополнено и переработано К. А. Вернером, заведующим статистического бюро Таврической земской управы и Николаем Алексеевичем Головкинским - геологом и гидрогеологом, доктором геологии и минералогии, преподавателем.

С тех пор Кафа вернула себе имя Феодосия, которое звучит, как сладкое имя женщины. Однако, её возрождение из руин шло очень медленно. Феодосию заселили, в основном, караимы, пришедшие из Мангупа и Чуфут-Кале, а также греки и армяне. И вот вследствие указа Александра III, объявившего Феодосию торговым портом на Черном море, а Севастополь — военным, древняя соперница Константинополя оказалась накануне превращения в первый город Крыма.

Луи де Судак. Морской порт Феодосия


Судак, Луи де. Путешествия по Крыму: Южный берег. Морской порт Феодосия / Луи де Судак (Луи Алексис Бертрен); ред. серии Д. А. Лосев ; вступ. ст., подгот. текстов, указ. Э. Б. Петровой ; пер. с фр. Г. Беднарчика. - Феодосия : Коктебель ; Симферополь : Н. Оріанда, 2021. - 270, [2] с., [8] л. ил. : фот. ; 24 см. - (Раритет ; вып. 3). - Библиогр. в коммент. и примеч.: с. 193-251. - Указ. геогр. назв.: с. 252-257. - Указ имен.: с. 258-262. - В кн. также: Крымский монастырь : [о Топловском женском монастыре] / Ж. Бертрен.
В книге представлены два произведения французского писателя Луи Алексиса Бертрена (литературный псевдоним Луи де Судак; 1852–1918).
Луи-Алексис Бертрен родился 16 сентября 1852 года в городе Оране (Алжир). В 1859 году его отец-инженер отправился на строительство Феодосийской железной дороги. Работы были остановлены, и Алексис возвратился во Францию. В 1860 году молодой Луи поступил в муниципальную коллегию на классическое отделение, а затем окончил ее по курсу философии и литературы. Воинскую службу он проходил на границе Алжира и Сахары. В восьмидесятых годах отец Луи вновь возвращается в Феодосию и женится на дочери Керченского градоначальника, княгине Александре Захаровне Херхеулидзе. Луи-Алексис переезжает в имение княгини "Новый свет" близ Судака и проживает там до самой смерти своего отца (1892 году). К этому времени относятся его первые статьи о Крыме. Он становится известным литературным и общественным деятелем. Занимает посты французского, испанского и турецкого вице-консулов в Феодосии.
За свои общественные и литературные заслуги Луи де Судак был награждён орденами ряда стран, в том числе и России. Умер он в Феодосии в сентябре 1918 года. Погребён на городском кладбище.

Его книга «Путешествие по Крыму: Южный берег» опубликована в Париже в 1892 году (в русском переводе мы публикуем её впервые), очерк «Морской порт Феодосия» увидел свет во французской столице в 1896-м. Их художественные достоинства, несомненно, высоко оценят любители мемуарной литературы, а содержащиеся в них сведения о Крыме конца XIX – начала XX столетия будут ценны для историков, этнографов, искусствоведов.
В приложении к книге публикуется очерк сестры автора – Жанны Бертрен. Её путевые заметки «Крымский монастырь» посвящены Топловскому женскому монастырю. Очерк опубликован в Париже в 1908 году и на русском языке также печатается впервые.
Луи де Судак. 
Морской порт Феодосия 
Впервые опубликовано на французском языке в 1896 году в Париже.
Первый путеводитель, посвященный только Феодосии
Гейман, Вениамин Давидович. Спутник приезжего : Справочник-путеводитель по Феодосии и окрестностям / В.Д. Гейман. - Феодосия : тип. Натковича и Виниковича, 1911. - [4], 63 с. : табл.; 22.

Гейман Вениамин Давидович (псевдонимы - В. Д. Крымский, В. Д. Гейман-Крымский; криптонимы - В. Г., В. Г-н; 1887, Феодосия — после 1970, Нью-Йорк), журналист, крымовед. Окончил Феодосийскую мужскую гимназию. Ученик Л. П. Колли. Хранитель Феодосийского музея древностей после смерти Колли, в 1917/1918-1920.

Этого путеводителя нет в фонде ЦГБ им. А. Грина. Его оригинал находится в Феодосийском музее древностей. На титульном листе - надпись автора: "Дорогому учителю Людовику Петровичу Колли от составителя. 2/IX-1913 г.".

Людвик Петрович Колли - крымский краевед, ученый, известный в отечественной медиевистике и археологии. Француз швейцарского происхождения, он приехал в Россию в молодом возрасте, и здесь нашел свою вторую родину. С 1879 г. жил и трудился в Феодосии, заведовал Феодосийским музеем древностей в 1900-1917 гг. Умер в Феодосии, оставив по себе добрую память.

Настоящее издание, представляющее собою обыкновенный справочник, имеет целью дать лицам, приезжающим в Феодосию и её окрестности, возможность без излишней потери времени и денег ориентироваться в этом районе, а также ознакомиться с заслуживающими внимания местами и достопримечательностями.

Не претендуя на полное удовлетворение читателей, составитель справочника просит о всех замеченных ошибках, погрешностях и неточностях сообщить ему по адресу: "Феодосия, В. Д. Гейману, за что заранее приносит глубокую благодарность. Феодосия. Апрель, 1911 года".

Взгляд в прошлое: Феодосия глазами художников и фотографов
Выражение “снятие видов”, относимое к гравюре того времени, означало, что она должна была служить своего рода “фотодокументом” местности или объекта. Поэтому изображения доносят до нас важные детали и подробности того, что не сохранилось.
Альбом "Пейзажи и достопримечательности крыма в рисунках Карло Боссоли" - путешествие во времени и пространстве. Путешествие свое Боссоли начал 25-летним юношей, но его рисунки - воплощенная гармония, исполненная прелести и изящества. Мы и в ХХI веке не перестаем любоваться и удивляться, рассматривая его цветные литографии.
Талантливый рисовальщик Карло Боссоли был замечен генерал-губернатором Новороссийского края и Бессарабии графом М. С. Воронцовым, который сделал его придворным живописцем, а его семья получила от графа солидное содержание. Именно граф Воронцов поручил художнику отправиться в Тавриду и создать серию романтических литографий о Крыме. Молодой итальянец не знал, что его крымские «каникулы» продляться около двух лет.
Боссоли прибыл в Крым в 1840 году, остановившись в «феодальном» дворце М.С. Воронцова в Алупке. За два года (1840-1842) Карло Боссоли объездил практически весь Крым. Крымские впечатления выразились в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже). 


Боссоли К. Пейзажи и достопримечательности Крыма в рисунках Карло Боссоли. Альбом на русском языке. - Симферополь : Салта, 2014. - 76 с.; ил.
Титульный лист оригинального издания. Цветные литографии выполнены в заведении господ Дея и сына, литографов Ее Королевского Величества. 1 августа, 1856, Лондон. Издано Деем и сыном, литографами Ее Королевского Величества. Гейт стрит, 6, Линкольнз Инн Филдс
Карло Боссоли не напрасно причисляют к основоположникам «изобразительной журналистики». Ещё при жизни итальянский художник, более 20 лет проживший в России, снискал славу виртуозного рисовальщика и неутомимого путешественника, чьи путевые зарисовки были не только своеобразными документальными репортажами, но и настоящими произведениями искусства.
Итальянский художник Карло Боссоли объехал весь полуостров в 1840—1842 годах. Результатом его трудов стало издание в 1856 году альбома литографий «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea». Литографии К.Боссоли отображают многие памятники Крыма, не дошедшие до наших дней.
Альбом "Пейзажи и достопримечательности Крыма в рисунках Карло Боссоли" - издан в 1856 году в Лондоне тиражом не более чем 500 экземпляров, - несомненный раритет, едва ли доступный широкой общественности. Поэтому альбом 1856 года репродуцирован полностью - 52 рисунка и "Лист описаний", в котором К.Боссоли определил порядок расположения своих работ и кратко их аннотировал. "Лист описаний" переведен на русский язык в оригинальной транскрипции и прокомментирован с точки зрения истории и топонимики Еленой Вишневской, заместителем генерального директора Центрального Музея Тавриды по научной работе.
Отличное переиздание альбома 2014 года призвано не только продемонстрировать живописные достоинства альбома, но и донести до современного читателя замысел художника.
Карло Боссоли. Кафа, или Феодосия. Вид с развалин генуэзской крепости. Это было крупнейшее владение республики на полуострове. Город, прежде самый густонаселенный, теперь насчитывает не более 10 тысяч жителей.
Карло Боссоли. Феодосия (в переводе с греческого — Богом данная) основана в VI в. до н. э. купцами-мореходами из древнегреческого Милета. В период наивысшего расцвета Боспорского царства (IV в. до н. э.) Феодосийская фактория входила в его состав. Однако оставалась крупным торговым пунктом, через который Боспор экспортировал в летрополию хлеб и другие товары. Древний центр экономики, культуры пал в результате нашествия варваров (гуннов) в IV в. н. э.
Карло Боссоли. Феодосия. Из альбома «24 вида Крыма, снятых с натуры и литографированных». 1842 год

Петрова, Элеонора Борисовна. Исторический и художественный альбом Тавриды Евгения де Вильнева и Викентия Руссена / Э. Б. Петрова ; коммент. А. А. Евсеева ; пер. с фр. А. В. Карпенко. - Феодосия : Коктебель ; Симферополь : Н. Оріанда, 2015. - 120 с. : ил. - (Палитра времени : основана в 2013 г. / ред. серии Д. Лосев ; вып. 2)

В 1853–1857/8 гг. в Париже выходил подготовленный заведующим Феодосийским музеем древностей Е. Ф. де Вильневом «Исторический и художественный альбом Тавриды», включавший 35 литографий Руссена с видами и историко-архитектурными памятниками Феодосии, Судака, Карагоза, Алушты, Гурзуфа, Инкермана, Балаклавы. Всего свет увидело десять выпусков с 40 литографиями. Однако проект так и не был завершен, поскольку изначально планировалось, что альбом будет состоять из 25 тетрадей со ста иллюстрациями. Большинство литографий монохромные, но некоторые оттиски выполнены печатью с двух камней: основного и рисунком и дополнительного, создающего фон различных оттенков: от охристо-желтоватого до светло-голубого.

Евгений Францевич де Вильнёв - историк, археолог, с 1849 года хранитель Феодосийского музея древностей, член Одесского общества истории и древностей. В 1848 году произошло знакомство Вильнёва с художником, также французского происхождения, Викентием Руссеном, художником романтического направления. Вскоре они подружились, несмотря на значительную разницу в возрасте. Руссен был помощником Вильнёва во время его археологических исследований в Феодосии и за её пределами. С 1856 года они были сослуживцами по Феодосийскому Карантину.

Удивительно, что Вильневу удалось напечатать несколько его выпусков во Франции, входившей в коалицию государств, воевавших в тот период с Россией.

Альбом Евгения де Вильнева и Викентия Руссена давно стал библиографической редкостью. Единичные его экземпляры, имеющиеся в российских и зарубежных библиотеках, как правило, сохранились не в полном виде. Чтобы это раритетное издание стало доступно для всех любителей истории Крыма, ученые Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского - Э. Б. Петрова, доктор исторических наук, профессор и А. В. Карпенко, кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков совместно с директором Феодосийского музея древностей А. А. Евсеевым подготовили в 2015 году переиздание альбома на русском языке. В основу нового издания положен экземпляр альбома, хранящийся в библиотеке Феодосийского музея древностей.

Читатель увидит литографии архитектурных и исторических памятников Крыма, снятые с натуры в середине XIX века. Недостающие части текста и иллюстрации взяты из альбомов, хранящихся в библиотечных собраниях России. Впервые публикуются рисунки В. Руссена из фондов Феодосийского музея древностей.

«Нам первым предстоит воспроизвести… памятники средневековья, дать план, который ранее не был снят, и Каффы, и Солхата, или Эски-Крыма. Руины Византийской империи, монастырей, церквей, внутренних частей церквей, дверей церквей, синагог, мечетей, могил, бань, фонтанов, башен, крепостей и т.д.».

Е. де Вильнёв

Видовые открытки
Конец XIX — начало XX в. называют «Золотым веком открытки», когда по всей Европе возникают организации филокартистов, печатают журналы и каталоги, проходят международные выставки, а также конгрессы коллекционеров и издателей. в 1894 году появились первые иллюстрированные открытки, изданные в России. Они были видовыми и представляли собой монтажи из нескольких видов того или иного города, украшенные виньетками. Рисунок сопровождался надписью: «Привет из (такого-то города)» или «Поклон из (такого-то города)». Открытки, которые печатались с фотографий, с видами современных их выпуску исторических, географических, архитектурных и других объектов, памятников материальной культуры и т. п.

Поклон из Феодосии : Каталог видовых открыток Феодосии. 1899-1918 гг. / Феодос. музей денег. - Феодосия, 2005. - 120 с. : ил.

Первые открытки с феодосийскими видами были изданы писчебумажным и книжным магазином Г. Реймхе в 90-х гг. XIX в. Издательский бум пришелся на конец первого - начало второго десятилетий XX в. Всего было выпущено более 300 открыток, посвященных Феодосии. Открытые письма с видами нашего города издавались в разных городах России и за рубежом.

Каталог 346 видовых открытых писем, фотооткрыток, почтовых карточек, а также стереооткрыток Феодосии, изданных в период с 1899 по 1918 годы.

Открытки систематизированы по разделам - районам и улицам старой Феодосии:

Карантин, бульвары, виадук, площади, проспекты, улицы; административные и общественные здания (базар, банки, больницы, вокзалы, гимназии, Городская Дума, институт, мастерская, музей древностей, цирк, фотоателье; гостиницы и дачи. В отдельную главу выделены "Здания и сооружения, связанные с именем И. К. Айвазовского": дом родителей, галерея, фонтан и могила И. К. Айвазовского; церковь, где крестился, венчался и отпевался великий художник. Читатель увидит исторические памятники, башни и фонтаны, культовые сооружения, места отдыха и массовых гуляний, порт и портовые сооружения, мысы и морские пейзажи.

Открытка — уникальное фотосвидетельство эпохи. Изменилась городская среда, бурями времени снесены здания, исчезли изящные фонари, кованые решетки и элегантные козырьки над парадными дверями, залита асфальтом брусчатка. А на видовой открытке все ушедшее живо. Более того, очень часто именно она — единственный документ, по которому историки и краеведы реконструируют уголки города. И чем дальше уходит от нас изображенное на открытых письмах прошлое, тем большую ценность они приобретают.

Краткое описание объектов города поможет тем, кто никогда не бывал в нашем городе, почувствовать его атмосферу конца ХIХ - начала ХХ века. Жители же могут сравнить старый город с современным.

Путеводители второй половины ХХ века

Балахонов, Виктор Иванович. Город-курорт Феодосия [Текст] : Очерк-путеводитель. - Симферополь : Крымиздат, 1961. - 112 с. : ил.

В Центральной городской библиотеке сохранились первые путеводители по Феодосии второй половины ХХ века - 1961, 1963, , 1970, 1975, 1981 .Их автор -журналист Виктор Иванович Балахонов. Жанр определен как "очерк-путеводитель" и состоит он из четырех частей: "Знакомство с Феодосией", "Феодосия курортная", "Прогулки и экскурсии", "Адреса и телефоны". В первой части автор рассказывает об основных этапах в истории города, его революционных, боевых и трудовых традициях, буднях 1960-го года, перспективах развития города и его достопримечательностями и памятными местами.

Есть здесь статья и о Судаке, , Новом Свете, Старом Крыме. Но вот в статье о Феодосийском лесничестве, написанной директором краеведческого музея А. И. Даниленко, нет ни слова о том, кто создавал это лесничестве, осуществлял посадки пригодных к климату нашего города деревьев и прославился своим воздушным конденсатором воды - Федоре Зибольде. 

Отдыхающие на курорте найдут в книге сведения о действующих в то время здравницах (домах отдыха и санаториях), узнают, как правильно принимать воздушные солнечные и морские ванны, как действуют на организм минеральные воды и целебные грязи Феодосии.

Выпуск 1970 года назван уже "Историко-краеведческим очерком", хотя обширный обзор исторических событий нашего города дополняется описанием и достопримечательностей, и архитектурными памятниками, и сведениями о здравницах и курортах. Основной текст дополнен справочными материалами по каждой статье, биографиями героев, которые вошли в историю нашего города. Путеводитель иллюстрирован цветными и черно-белыми фото. И в этом выпуске автор уже подробно рассказывает о значении вклада Федора Зибольда в обеспечение водой Феодосии. И даже есть черно-белая фотография конденсатора. Справочный материал удобно сгруппирован и помещен в конце книги.

Издания путеводителя 1975, 1984 и 1985 дорабатывались и дополнялись новыми данными и фотографиями. Издание 1984 года написано в соавторстве с женой - Анастасией Ивановной. Последнее, шестое, переиздание 1985 года было подготовлено уже вдовой автора, его фамилия стоит второй. 


Балахонов, Виктор Иванович. Феодосия : Историко-краеведческий очерк. - Симферополь : Крым, 1970. - 128 с. : ил.
Балахонов, Виктор Иванович. Феодосия [Текст] : Очерк-путеводитель. - Симферополь : Крымиздат, 1963. - 144 с. : ил.
Балахонов, Виктор Иванович. Феодосия : историко-краеведческий очерк. - Симферополь : Таврия, 1975. - 116
Балахонова А. И. Феодосия / А. И. Балахонова, В. И. Балахонов. - 6-е изд., перераб. и доп. - Симферополь : Таврия, 1981. - 96 с.; ил.
Открытки второй половины ХХ века
В советское время выпускались открытки, входящие в сувенирные наборы видов города. В фонде ЦГБ им. А. Грина есть комплект открыток "Феодосия" 1982 и 1990 года. Оба этих комплекта выпущено киевским издательством "Радянська Україна".
Генуэская крепость. Башня константина. памятник ХIV века. Фото Р. Якименко
Феодосия. Комплект из 11 цветных открыток, 1982
Кинотеатр "Крым". Фото Р. Якименко
Феодосия. Комплект из 11 цветных открыток, 1982
Гостиница "Астория". Фото Р. Якименко
Феодосия. Комплект из 11 цветных открыток, 1982
Фонтан Айвазовского. Фото В. Крымчака
Феодосия. Комплект из 18 цветных открыток, 1990
Церковь Сергия (памятник архитектуры ХIV века). Фото В. Крымчака
Феодосия. Комплект из 18 цветных открыток, 1990
Набережная В. И. Ленина. Фото В. Крымчака
Феодосия. Комплект из 18 цветных открыток, 1990
Более полувека жил и работал в Феодосии удивительный человек — Ростислав Степанович Лихотворик. Судьба щедро наградила его многими талантами, главный из которых — умение любить людей, природу, быть верным и преданным делу своей жизни. Интересы этого человека всегда поражали своим разнообразием: спортивный туризм, научное краеведение, писательское ремесло, коллекционная работа. Девизом всей его жизни и творческой деятельности были профессионализм и самоотдача.
10 июня 2004 года педагог-географ Ростислав Лихотворик подарил Центральной городской библиотеке им. А. Грина авторское издание "Киммерия. Путеводитель по Восточному Крыму" со своим автографом.
Эта книга написана человеком, который почти полвека путешествовал по этой земле, с любовью всматриваясь в каждую ее черточку. Наверное, поэтому эта книга вышла не только занимательной, но и познавательной. Ростислав Степанович не только составил все интереснейшие маршруты по Феодосии, ее окрестностям, по близлежащим селам, Старому Крыму и Керченскому полуострову, он как коллекционер старых видовых открыток Феодосии (еще одна его замечательная книга "Путешествие со старой открыткой. Феодосия, Старый Крым, Коктебель, Отузы, Кизилташ на рубеже XIX - XX столетий" тоже есть в фонде библиотеки) иллюстрировал свой путеводитель и старыми и новыми видами этой древней земли. 
Книга написана прекрасным языком, некоторые сведения о нашем древнем городе можно найти только здесь. Не забыты и две литературные тропы - Волошинская и Александра Грина.
Ростислав Степанович ушел из жизни 27 мая 2009 года. Но память о нем осталась в его книгах.

Лихотворик, Р. С. Киммерия : Путеводитель по Восточному Крыму / Р.С. Лихотворик. - Феодосия : ЭКМА+, 2003. - 183 с. : ил.
В 2004 году в библиотеку поступил первый современный путеводитель по Феодосии, вышедший в Симферопольском издательстве "Свiт" (без автора). Путеводитель краткий, но в него вошли и страницы истории Феодосии, и сведения о достопримечательностях и архитектурных памятниках, и о разнообразных экскурсионных турах и развлечениях, о гостиницах, в том числе и о частном секторе, о лечебно-оздоровительных учреждениях города. А также в путеводителе рассказывается о феодосийских винах и сувенирах, включена другая практическая информация. Путеводитель иллюстрирован черно-белыми фотографиями, которые встроены в текст.
Многая информация и в этом Путеводителе уже устарела.

Феодосия : Путеводитель. - Симферополь : Свiт, 2004. - 96 с.: ил.

Петрова Э. Б., Катюшин Е. А., Евсеев А. А. Феодосия: Очерк-путеводитель. Новый крымский путеводитель. - Симферополь: СОНАТ, 2006. - 192 с., с ил.

К 195-летию Феодосийского музея древностей коллектив ученых создал очерк-путеводитель "Феодосия" (2006 год). Авторы очерка-путеводителя: Элеонора Борисовна Петрова - доктор исторических наук, профессор кафедры истории древнего мира и средних веков ТНУ им. В. И. Вернадского; Евгений Александрович Катюшин - историк, искусствовед, директор Феодосийского краеведческого музея с 1975 г. по 2003 г., автор книг о Феодосии, руководитель археологических раскопок в феодосии; Андрей Анатольевич Евсеев - историк, директор Феодосийского краеведческого музея.

Основную часть путеводителя занимает повествование об истории и культуре одного из самых древних городов мира - Феодосии. Над очерком работали историки - поэтому это наиболее достоверные сведения о нашем городе. Есть описание музеев и достопримечательностей. В отдельную главу выделены "Прогулки по Феодосии". В книге цветные и фоновые фотографии и иллюстрации.

Книгу подарил Центральной городской библиотеке им. А. Грина один из ее авторов - А. Евсеев с теплым инскриптом в 2006 году.

Центральная городская библиотека им. А. Грина
г. Феодосия, ул. Кирова, 2
Лонгрид подготовила Т. Гурьева, главный библиограф Центральной городской библиотеки им. А. Грина
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website